Бензин подорожает уже через неделю, а Европа в скором времени сядет на велосипед
Эксперты прогнозируют, что в мае цены на «горючку» могут подняться. Есть мнение, что рост будет «не больный»: 5-10 копеек за литр АИ-95
Еще в марте специалисты топливного рынка предупреждали, что в апреле стоимость бензина и дизтоплива в Украине могут существенно подняться. Причины назывались стандартные: часть импортного бензина перекочует в Европу, где цены на него непрерывно растут. Кроме того, очередным увеличением пошлины на нефть угрожала Россия. К этому добавился скачок цен на нефть на мировом рынке, связанный с обострением конфликта между Ираном и Западом.
На календаре – середина апреля, а значительных колебаний цен на бензин и дизтопливо пока нет. Но это спокойствие обманчивое - подорожание всех видов топлива уже произошло на оптовом рынке, и неминуемо «аукнется» на розничных ценах украинских АЗС.
- Тому, что цены на все виды топлива в апреле не сдвинулись ни на йоту, автолюбители и сельхозпроизводители должны быть благодарны отечественным нефтепераработчикам. Они сумели в марте закупить сырье по более-менее низким ценам ($380-400 за тонну), - признался Олег Гавриш, президент Центра исследований в сфере ТЭК. – На днях цены на мировом рынке нефти достигли очередного максимума, $70/баррель, и, соответственно, на май месяц сырье уже будет более дорогое.
По словам эксперта, неминуемо подорожают и импортируемые в Украину нефтепродукты, и уже в мае Кабмин станет заложником собственной инициативы – допущения на внутренний рынок импортеров, цены на продукцию которых нельзя будет контролировать административными методами.
Виктор Ющенко традиционн обязал правительство найти поставщиков сырья для трубопровода Одесса-Броды, и поручил чиновникам ускорить строительство современного НПЗ в Бродах мощностью 8 млн. тонн в год. Впрочем, мы к этому привыкли, как и к «бензиновым» скачкам.
Знаток
«Бензин подорожает уже через неделю»
Виталий Давий, экономист:
Бензин подорожает в любом случае. Кроме скачка цен на нефть на мировом рынке, не нужно забывать и ремонте на Лисичанском НПЗ, и очень несвоевременным ограничением газоснабжения Кременчуцкого НПЗ, которые, по сути, являются основными поставщиками высокооктановых бензинов. Оптовые цены на нефтепродукты на прошлой неделе уже выросли на 15% (в среднем на $100 за тонну), а розница реагирует на повышение стоимости опта с недельным запозданием. Да и собственники АЗС, которые, как известно, имеют навар 1 гривну с литра, вряд ли захотят сдерживать рост цен за счет потери собственной прибыли.
Особое мнение
Собственникам НПЗ надоело ать в политику
Игорь Луценко, экономист:
Мне кажется, что существенного удорожания ГСМ, как это было в предыдущие годы, не случится. Поведение нефтеперерабатывающих заводов сейчас во многом определяется тем, что они уже не являются монопольной силой на рынке, которой они были раньше. Если раньше они контролировали более 60% топливного рынка страны, и могли влиять на цены, то теперь их влияние значительно ослабло вследствие того, что в Украине достаточно много импортного бензина лучшего, чем украинский, качества. Есть еще и субъективный фактор: собственники наших НПЗ сейчас более осторожно ведут себя по отношению к правительству и потребителю, потому как много раз эта практика приносила им больше проблем, чем пользы. Им, на мой взгляд, надоело лезть в политику, ведь повышение цен – это всегда политика. Что же до обещанного повышения экспортной пошлины на российскую нефть, то это незначительно повлияет на цены: например, 95-бензин может подорожать на 5-10 копеек за литр. Рост цен на дизтопливо возможен лишь в одном случае: если наши импортеры (Беларусь, Россия, Литва) ввели ограничения на вывоз дизтоплива.
Кстати:
Нам бы еще год продержаться
А именно – до весны 2007 года, когда на базе бывшего Каменец-Подольского сахарного завода начнут производить биотопливо. Конверсированное предприятие намерено выпускать до 75 тыс. тонн в год такого топлива. Кроме того, уже в этом году планируется начать строительство двух заводов по производству биотоплива в Житомирской, Сумской и еще нескольких областях Украины. Строительство одного завода мощностью 100 тыс. тонн биотоплива в год обойдется приблизительно в $35 млн. В качестве сырья для «растительной» солярки будут использовать рапс.
А как у них?
Европа сядет на велосипеды
50% европейцев готово отказаться пользоваться своими авто, если нынешним летом бензин подорожает до 2 евро за литр. Так, по данным опроса, 37% жителей ЕС сообщили, что они пересядут на общественный транспорт, если им придется отказаться от автомобиля. 20% готовы чаще ходить пешком. 23% респондентов сказали, что они без проблем могут добираться до своих целей на велосипеде.
Александр Гилев
Инф. pk
e-finance.com.ua