Страховщикам хотят поднять порог входа на рынок ОСАГО и изменить условия выплат.
В прошедшем 2011 году изменений в ОСАГО было много. Так, была отменена разбивка на три типа полисов, поэтому для некоторых категорий страхователей автогражданка выросла на 15-20%, в связи с необходимостью перейти на единый тип полиса. Была также введена упрощенная система оформления ДТП с помощью европротокола.
Страховщики рассказали ЛІГАБізнесІнформ, каких изменений в сфере автострахования можно ожидать в 2012 году.
Новые правила автогражданки
На данный момент повышение тарифов ОСАГО ожидать не стоит, говорит Игорь Запорожец, директор департамента андеррайтинга и методологии СК "НАСТА". Но следует учесть проект изменений к закону об обязательном автостраховании, который уже принят в первом чтении. Проект предполагает новые условия по выплатам страховых возмещений, что по логике должно отразиться на тарифах.
"Однако это пока только проект, и сложно сказать, будет ли он принят окончательно и в каком виде", - подчеркнул Игорь Запорожец, добавив, что даже в случае принятия проекта масштабные изменения на рынке не произойдут в одночасье.
Законопроект N9462, о котором говорит страховщик, был одобрен профильным комитетом и предусматривает ужесточения требований к страховым компаниям на рынке ОСАГО, а также изменение условий членства в Моторном страховом бюро Украины (МТСБУ).
Согласно проекту, получение статуса в Моторном бюро для страховщика подорожает в 10 раз (сейчас взнос составляет 100 тыс. евро, а в случае принятия проекта – 1 миллион евро), что может ограничить доступ на рынок автогражданки мелким компаниям. Порог входа, по словам страховщиков, подымается для того, что бы уменьшить риски невыплат страховых компенсаций и оставить на рынке только сильных игроков.
Сегодня продавать полисы ОСАГО могут только страховые компании – члены МТСБУ, поэтому мелким компаниям будет трудно выйти на рынок. Но для них существует другая возможность – посреднические услуги по продаже полисов автогражданки других страховщиков.
Представители рынка отмечают, что новшества затронут компании, которые только планируют вступить в Моторное бюро. Для старых членов ассоциации правила игры остаются теми же, правда, может увеличиться членский взнос.
Прогнозировать динамку тарифов ОСАГО на второе полугодие пока сложно, говорит Александр Яременко, начальник отдела транспортных рисков СК "Allianz Украина". Но риски повышения тарифов все же есть.
По словам Яременко, в законодательстве по этому типу страхования есть некоторые противоречия. В частности, в указанном проекте закона более четко прописаны условия возмещения в части выплат по жизни и здоровью. В результате, по словам Игоря Запорожца, размеры выплат могут значительно вырасти, хотя лимиты ответственности остались те же (лимит до 100 000 грн. по жизни и здоровью).
Пример расчета:
Сегодня автогражданка считается в зависимости от возраста автомобиля, стажа автовладельца и региона регистрации. При одинаковых исходных данных (в качестве примера был взят автомобиль WV Polo, 1,4 л, 2008 года, стаж водителя -5 лет, регион – Киев, не такси), тарифы совпадают до копеек: стоимость полиса для исходных данных составила 777 грн 60 коп. (по расчетам НАСТА, Allianz Украина).
Для других городов стоимость тарифа может отличаться. Например, для Львова стоимость полиса при аналогичных вводных составит 437 грн 40 коп. А в населенных пунктах до 100 000 жителей владельцу такого авто придется заплатить 243,00 грн.
Автовладельцы боятся европротокола
В конце 2011 года Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг утвердила максимальный лимит, в рамках которого можно использовать упрошенную систему урегулирования убытков при ДТП с помощью европортокола.
Сегодня максимальная сумма выплаты по европротоколу составляет 10 000 грн., а с 1 января 2013 года вырастет до 25 000 грн. "Этой суммы достаточно для большей части ДТП", - подчеркивает Александра Яременко.
Но пользоваться новым протоколом водители не спешат. "У нас в компании пока не было случаев обращений по европротоколу, да и в целом по Украине таких случаев пока слишком мало, чтобы говорить о какой-то статистике и делать выводы, - рассказывает Игорь Запорожец. - Водители пока недостаточно осведомлены о возможности пользоваться европротоколом, либо боятся его заполнять, чтобы не получить ненароком отказ в выплате ".
Большинство страхователей уже имеют на руках бланки европротокола, заверяет Андрей Нечас, ведущий специалист отдела рассмотрения страховых дел департамента урегулирования убытков АСК "ИНГО Украина".
"Однако не все водители доверяют новой процедуре и вызывают ГАИ для оформления дорожно-транспортного происшествия", - добавляет он. Вместе с тем, Нечас уверен, что эта тенденция будет существовать недолго, и в ближайшем будущем все больше автовладельцев начнут использовать упрошенную систему.
ИНГО уже производила выплаты страхового возмещения на основании заполненных европротоколов и без вызова автоинспекции. Все выплаты находились в утвержденных лимитах и составляли в среднем 4,7 тыс.грн.
"Превышение материального ущерба пострадавших автомобилей еще не было зафиксировано, что свидетельствует о реальной оценке водителями нанесенного ущерба", - добавляет Нечас.
Что будет с КАСКО
Предпосылок к удорожанию или удешевлению КАСКО в 2012 году страховщики пока не видят. "Есть положительная статистика об уменьшении частоты наступления страховых случаев, которая могла бы повлиять на снижение стоимости полиса, но ее перекрывают возросшие цены на ремонт авто", - рассказывает Игорь Запорожец.
По его данным, рост цен на ремонт и запчасти составил примерно 10-15%. "Поэтому тарифы, скорее всего, сохранятся на существующем уровне", - добавляет он.
Вместе с тем, в борьбе за клиента страховые компании могут вводить дополнительные скидки и бонусы, в 2011 году скидки на КАСКО для отдельных категорий авто достигали 10% и выше.
Юлия Бондаренко
e-finance.com.ua