Чиновники, препятствующие достройке КГОКОРа, наносят многомиллионный ущерб бюджету страны
Указания Президента о достройке КГОКОРа игнорируются, а убытки от разворовывания имущества комбината и продаже его по заниженным ценам зашкалили за 40 млн. грн. Это показала проверка Счетной палаты.
Самый громоздкий отечественный долгострой — Криворожский горно-обогатительный комбинат окисленных руд (КГОКОР) продолжает высасывать деньги из национального бюджета. После того как в 1992 году этот объект перешел в собственность Украины, на его финансирование Верховная Рада и Кабмин выделили более 62 млн. грн., из которых непосредственно на строительные работы пошло лишь 33 млн. грн.
Если до 2002 года оправданием простаиванию КГОКОРа могла служить стагнация цен на железорудную продукцию, то в нынешних условиях, по единодушному мнению экспертов, в интересах государства как можно быстрее сбросить «долгострой» со своей шеи.
Напомним, в марте 2004 года экспортная стоимость окатышей выросла с 32 долл./т до 70—75 долл./т, а весной 2005-го, согласно данным журнала «Металл Украины», цена этого сырья достигла пика в 100 долл./т. Дефицит железорудной продукции резко повысил интерес инвесторов к производственным мощностям КГОКОРа. Виктор Ющенко еще в ноябре 2005 года дал команду Фонду госимущества до 1 марта определиться по дальнейшей судьбе долгостроя. Однако поручение главы государства оказалось проигнорированным.
«До сих пор не разработана и не согласована со странами — участниками строительства КГОКОРа методика переведения стоимости выполненных работ в единую валюту. Кроме того, аудиторы Счетной палаты обнаружили, что информация Минпромполитики и дирекции комбината относительно долей стран в строительстве является ориентировочной и недостоверной, поскольку объемы выполненных работ с иностранными участниками не согласовывались», — говорится в официальном сообщении Счетной палаты Украины.
Опросив экспертов, «Ведомости» определили три возможные причины затягивания процесса приватизации КГОКОРа. По одной из версий, недостроенному комбинату могут вставлять палки в колеса компании, производящие аналогичную продукцию, в чьи интересы не входит появление на рынке еще одного серьезного конкурента. Также чиновники могут получать удовольствие от самого процесса затягивания, поскольку пока КГОКОР находится в подвешенном состоянии, заинтересованные лица обращаются к ним за разного рода консультациями и услугами.
Наконец, вовсе не исключены банальные мотивы: проведенная проверка выявила на КГОКОРе факты «неэффективного сохранения государственного имущества». Так, по разрешению Минпромполитики происходит распродажа, а по сути «проедание» созданных ранее активов, утверждает пресс-служба Счетной палаты. Таким способом на протяжении последних пяти лет списано с баланса государственного имущества на сумму 10,2 млн. грн., однако от его продажи получено лишь 7,8 млн. грн.
«Убытки от разукомплектации и разворовывания имущества КГОКОРа, а также продажи его по цене ниже балансовой стоимости превышают 40 млн. грн. Такое происходит из-за отсутствия контроля над деятельностью дирекции комбината со стороны Минпромполитики. За весь период своего существования это министерство не провело ни одной ревизии и проверки этого объекта. Ни одно решение по достройке комбината за последние десять лет не выполнено!» — сообщил глава Счетной палаты Валентин Симоненко.
Подводя итог, можно заметить, что КГОКОР напоминает горемычный воз из заезженной басни, который растягивают в разные стороны, но он остается «и ныне там», тогда как мог бы приносить стране валютную выручку, наполнять бюджет налогами, обеспечивать рабочие места.
Денис Закиянов
Инф. kv
e-finance.com.ua