История Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры насчитывает почти 1000 лет. В Ближних и Дальних пещерах монастыря, где почивают святые мощи подвижников благочестия, за тысячелетие побывало несчетное число паломников.
Сегодня, как и прежде, в пещерах царит полумрак усыпальницы. В коридорах, кельях и храмах стоят гробницы с мощами святых, в нетлении которых можно убедиться воочию. Их коснулась смерть, но тела их за сотни лет не истлели. Более того, они источают благоухание и исцеляют.
Немного истории
А все началось с маленькой пещерки, выкопанной в лесу у села Берестово, неподалеку от Киева. В ней в XI-м веке уединялся для поста, молитвы и трудов будущий Митрополит Киевский Илларион, автор «Слова о законе и благодати».
После того, как монах Илларион был возведен в сан митрополита, управление монастырем взяли в свои руки преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Когда число братии увеличилось до 12-ти, в Илларионовой пещере начал формироваться подземный монастырь. Вскоре пещера стала слишком многолюдной для преподобного Антония. В 1061 году, поставив старшим над братией преподобного Варлаама, он удалился на соседний холм, где выкопал себе новую келью. Так основались Ближние пещеры. Когда и здесь возле преподобного Антония собрались иноки, образовалось два комплекса подземного монастыря, известного под названием Ближних и Дальних пещер.
Затворники
Высшим подвигом самоотречения в пещерном монастыре было затворничество. Иноки с благословения игумена и духовника обители уходили в затвор, то есть выкапывали небольшую келью, в которой замуровывались, оставляя для общения с миром небольшое окошко. На годы они прекращали разговаривать с людьми, обрекая себя на полное одиночество. Два-три раза в месяц игумен или кто-либо другой подходил к узкому окну, оставляя просфору и немного воды. Если ответа не было, и пища оставалась нетронутой, это означало, что монах окончил свой земной подвиг. Келью открывали и затворника отпевали прямо там.
Погребение в пещерах
Чин погребения в Киевских пещерах значительно отличался от обычных христианских похорон. Умершему омывали открытые части тела, складывали руки на груди, покрывали лицо, клали на доску и закладывали в специально выкопанную локулу (ниша для захоронения в пещерах). Со стороны пещерного корпуса погребение закрывалось иконой или замуровывалось. Через три года останки открывали. Черепа и кости складывали отдельно в специальных костницах — более просторных нишах или помещениях. В Киево-Печерской Лавре тела многих подвижников были обретены нетленными. В этих случаях мощи оставались в локулах. На досках, прикрывавших их, писались иконы и указывались подвиги и духовные дары, которыми при жизни обладали преподобные.
Мироточивые главы
В Дальних пещерах напротив входа в церковь в честь Рождества Христова находится глубокая ниша, где в металлических и стеклянных сосудах хранятся мироточивые главы, принадлежащие угодникам Божьим.
Уникальность их состоит в том, что они (сухие и непокрытые кожей) сверхъестественным образом источают елей или миро. Главы мироточат не одновременно и состав их мира неодинаков. Со временем забылись имена святых, чьи главы хранятся в пещерах. Достоверно известно лишь, что одна их них принадлежит священномученику Клименту, папе Римскому.
Ежедневно в 13.00 в храме в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских в Дальних пещерах совершаются молебны, после которых присутствующие помазываются маслом от мироточивых глав.
Чудесная сила мира
— Однажды ко мне привели девочку — совершенно лысую, — рассказывает бывший наместник Киево-Печерской Лавры архиепископ Херсонский и Таврический Ионафан. — Она с родителями приехала из Германии на сеанс к Кашпировскому, по-русски не знала ни одного слова. Родители «на пальцах» стали просить, чтобы я помазал голову девочки миром от чудотворных глав.
— Веришь ли в Господа Иисуса Христа, — спросил я строгим голосом на чистом русском языке.
Она произнесла: «Верю!» Я помазал ей голову святым миром, а спустя несколько месяцев в Лавру пришло письмо из Германии. Родители благодарили Бога за чудо — у девушки стали потихоньку отрастать волосы.
Пещерные храмы
В Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры находится три подземные церкви: храм в честь Введения Пресвятой Богородицы, в честь преподобного Антония и в честь преподобного Варлаама — первого игумена Печерского.
На территории Дальних пещер также расположено три подземных храма, а именно в честь Рождества, в честь Благовещения Божьей Матери, а также в честь преподобного Феодосия Печерского.
Во всех этих подземных храмах в разное время совершаются Божественные литургии и водосвятные молебны. Особое внимание паломников и туристов, посещающих пещерные церкви, привлекают храмовые колонны. К ним прикреплены огромные стальные обручи. Монахи рассказывают, что во время богослужений ими сковывали людей, одержимых нечистым духом.
Варяжские пещеры
Как в Ближних, так и в Дальних пещерах есть участки, до которых не дошли еще руки исследователей. К примеру, Варяжские пещеры (названы так потому, что во время нашествия на Русь кочевых племен там скрывались монахи) представляют собой полуразрушенный коридор огромной протяженности. Немногие побывали там.
— По вязкому песчаному полу можно пройти от силы десять-пятнадцать метров, — рассказывает насельник монастыря иеродиакон Петр. — Дальше — вода и обвалы. А вообще говорят, что Варяжские пещеры настолько длинные, что если пустить туда зайца, то он выбежит в Почаеве.
Живые мощи
Когда фашисты вошли в Киев, то открыли монастырь и разрешили священникам проводить в пещерах богослужения. Им было интересно, «что это за чудо такое — мощи», но относились они к святыне без почтения. Однажды во время осмотра немецкий комендант приказал послушнику открыть раку с мощами одного из преподобных и внезапно с силой ударил рукояткой револьвера по открытой руке подвижника. Из «мертвого» тела на его глазах потекла кровь.
Сверхъестественные явления в пещерах Киево-Печерской Лавры происходят и по сей день.
— Однажды рано утром один трудник пришел в Дальние пещеры, чтобы подтянуть фитильки на лампадках у икон преподобных, — рассказывает послушник монастыря Сергий. — Тогда в пещерах он был совершенно один. Вдруг за стеклом затворнической кельи послышался какой-то шорох и стук, но, обернувшись, молодой человек увидел лишь колышащуюся занавеску. После этого в пещеры он долго не мог зайти.
Сегодня в пещерах не протолкнуться — толпы паломников, а еще больше туристов каждый день приезжают поклониться святыне. И даже самые скептичные, с насмешкой смотрящие на бородатых монахов светские люди выходят от преподобных Киево-Печерских тихие и умиротворенные. Великая Киевская святыня никого не оставляет равнодушным.
Источник Информации: Православие в Украине
Автор: Александр АНДРУЩЕНКО