В 1842 г. после постройки новой Десятинной церкви рабочие А. С. Аненнкова, строителя этой церкви, занимаясь планировкой местности вокруг нее, нашли клад, по размерам едва ли не самый большой из всех домонгольских кладов, найденных в СССР. По словам очевидцев, он состоял из золотых и серебряных украшений и едва уместился в два мешка. «Все открытые драгоценности были найдены в одной пещере или же лёхе, то есть помещении, несколько напоминающем собой погреб, вырытый в отвесной толще земли или глины». Это описание невольно приводит на память те два вырытых в лёссе тайника, которые раскопаны М. К. Каргером на территории Десятинной церкви.
Новая Десятинная церковь XIX в. была меньше старой, занимая лишь юго-западную ее часть. Северная стена и апсиды оставались не застроены новым зданием. Вполне возможно, что найденный рабочими клад был спрятан не под открытым небом, а на территории древней Десятинной церкви, частично выходившей за пределы нового здания. По-видимому, лежал он в таком же тайнике, какие были обнаружены в Десятинной церкви при раскопках 1939 г. При той неряшливости, с которой велись работы, связанные с исследованиями старой церкви перед постройкой новой, можно вполне допустить, что этот «лёх» или тайник с кладов не был замечен ранее. Возможно поэтому Анненковский клад 1842 г. был найден в тайнике одного из алтарей древней Десятинной церкви. Устройство тайника в открытой северной галерее древней церкви, фундаменты которой также не были закрыты новым зданием, вряд ли возможно.
К сожалению, описание находки клада в 1842 г. настолько кратко, что мы даже не знаем, на какой глубине было обнаружено это громадное скопление драгоценностей.
Интересное предание записано В. В. Хвойко в 1914 г. во время раскопок в Белгородке. «Сущесвтует местное предание, – пишет он, — что, когда Батый в 1239 г. осадил Белгород и исчезла надежда отстоять его, все церковное имущество, даже колокола и драгоценности частные, были опущены в особый тайник и, не разысканные татарами, доныне лежат в глубокой земле».
Данный рассказ невольно вызывает в памяти находку Киевского клада в алтарном тайнике Десятинной церкви. Это совпадение, конечно, случайное, но оно свидетельствует о том, что способ укрытия ценностей в специально вырытых тайниках был в то время известен и достаточно распространен.
Описание условий находки клада в 1842 г. дает полное право предположить, что в Десятинной церкви был, кроме двух раскопанных, еще и третий тайник, вырытый, очевидно, в одном из ее алтарей. Огромное количество ценностей, состоявшее из сосудов и бесчисленных женских украшений, было уложено, по-видимому в одну из камер или ниш тайника, так как по словам В. Г. Ляскоронского, вещи были найдены «в пещере», вырытой в «отвесной толще земли». Если сосуды и могли составлять имущество церкви, то женские украшения, по-видимому, были даны клиру Десятинной церкви на сохранение.
Таким образом, ценности прятали как в пределах зданий (землянка, дворец, церковь), так и вне их (курган). Прятали их в печь, нишу, под полом, в ямке, выкопанной в полу землянки, в специальных тайниках, но, по-видимому, чаще всего зарывали в землю, видимо, на своих усадьбах. К сожалению, места находки кладов во многих случаях дополнительно не исследовались, и поэтому неизвестно, всегда ли находки клада связаны с населенным местом. Только теоретически можно предположить, что вещевой клад, как правило, закапывался либо на поселении, либо неподалеку от него.
Г. В. Корзухина. Русские клады IX- XIII вв. М.-Л., 1954 г.
e-finance.com.ua