На дне Черного моря могут покоиться сокровища с разбившегося в этих краях британского корабля.
Наш полуостров богат легендами, и одна из самых красивых – о сокровищах “Черного принца”. На государственном учете в Украине 2500 затонувших в Черном море кораблей, и до прошлого года в реестре подводной археологии среди иных сокровищ и кладов официально числился ценный груз этого британского судна. Прошло уже больше 150 лет после его гибели, но и сегодня с мая по сентябрь почти каждый день от балаклавских причалов уходят водолазные боты, дайверы ищут в морских глубинах блеск желтого металла. И каждый из местных жителей на чем угодно поклянется, что золото “Черного принца” еще там и ждет своего открывателя.
Легенда “Черного принца”
В числе кораблей англо-французской эскадры, погибших в 1854 году во время балаклавской бури, был английский винтовой трехмачтовый пароход “Принц”, который стал в этом шторме самой дорогостоящей потерей Англии. Корабль для середины XIX века был очень крупным судном водоизмещением 2710 тонн. Основные габариты фрегата –
На самом деле знаменитый корабль назывался просто Prince (“Принц”), а определение “черный”, с которым он вошел в историю, получил позднее стараниями журналистов и писателей.
Холодным ноябрем 1854 года загруженный “Принц” вошел в Черное море. В трюмах корабля везли боеприпасы, военное снаряжение, запас теплой одежды для армии, медикаменты для госпиталей в Балаклаве. На пароход также погрузили электрический телеграф и секретное подводное оружие для подрыва русских кораблей. И самое главное – на судне везли деньги золотом – жалованье для британской армии. Утром 8 ноября фрегат прибыл на внешний рейд Балаклавской бухты. Во время попытки стать на якорь (глубина стоянки
Страшный шторм
14 ноября 1854 года в 07.30 перед южно-восточным ураганом на внешнем рейде около входа в Балаклавскую бухту находились 24 корабля. “Принц” стоял в очереди на подход к причалу. Сильный ветер начал сносить пароход к скалистому берегу. Корабли било друг о друга так, что некоторые из них едва не затонули от повреждений. Попытка капитана “Принца” удержать корабль на одном якоре, работая двигателем, не удалась. Потеряв якорь, судно дрейфовало носом в открытое море. Во время дрейфа фрегат столкнулся с другим кораблем и получил несколько повреждений. Видя неизбежную гибель судна, капитан отдал приказ команде спасаться. Первое столкновение со скалами корпус судна выдержал, но после 5–6 ударов фрегат разбился. По словам очевидцев, удары о скалы продолжались 10–15 минут, говорят, что судно раскололось пополам. Из команды спаслись шесть матросов и младший офицер.
Стоимость только самого парохода оценили во многие тысячи фунтов стерлингов. Колоссальный ущерб понесла английская армия, лишившись теплых вещей. Болезни и смерть от холода после бури 14 ноября стали обыденностью в лагере британцев. Английские медики остались без лекарств, которые ушли на дно Черного моря вместе с “Принцем”.
Гибель корабля видело много народа. Очевидцами-художниками написано даже несколько полотен. На холмы в район генуэзской крепости сбежались сотни моряков из экипажей судов, которым повезло больше, солдат гарнизона и просто гражданских лиц, чтобы хоть как-то помочь тонущим. И… ни одного документа, где было бы зафиксировано хоть приблизительное место гибели “Принца”. Безусловно, фрагменты корпуса могли затонуть не сразу и быть отнесенными на большое расстояние от места катастрофы. Так рождалась легенда. Легенда о недоступном золоте.
И началась золотая лихорадка
Еще не закончилась война, а по всему миру расползлись слухи, будто у берегов Крыма погиб английский фрегат с грузом золота, предназначавшийся для выплаты жалованья войскам. Почти сразу же после заключения мира начались поиски остатков “Принца”. Золото искали итальянские, французские, японские, норвежские водолазы. Но водолазные работы в то время были на низком уровне. Изобрели специальный колокол, в котором спускали водолаза-наблюдателя, но нормально работать в нем было невозможно. После появления первого скафандра поиски усилились. Во Франции в 1875 году учредили акционерное общество со значительным капиталом по подъему сокровищ “Принца”. Французы отыскали около 10 разбитых кораблей, но золота затонувшего фрегата не нашли.
В 1901 году уже итальянская экспедиция под руководством инженера Джузеппе Рестуччи, изобретателя подводного аппарата, прибыла в Балаклаву. Точно известно, что итальянцы нашли тяжеленный запаянный ящик, подзорную трубу, разломанную винтовку, куски железа. В ящике, который с большим трепетом и трудом открыли, оказались свинцовые пули. Подводный аппарат был крайне неудобен, передвигаться в нем было нельзя: водолаза при помощи тросов по его сигналам передвигали по дну. Причем вся подводная работа производилась лежа на животе. Подъем и спуск “дьявольского снаряда” продолжались полтора часа. На поверхность поднимали еле живого, изможденного человека. Не удивительно, что поиски сокровищ опять не дали результатов. После отъезда итальянцев началась настоящая золотая лихорадка. Мысль о том, что бочонки с золотом лежат где-то недалеко, не давала покоя авантюристам и изобретателям.
Разрешение на подъем сокровищ получил иностранец Герман Молво, он три года исследовал Балаклавскую бухту, после его смерти поиски продолжил его сын Фридрих. В Министерство торговли и промышленности России поступало еще множество заявлений от российских и зарубежных граждан и организаций с просьбой дать разрешение на подъем сокровищ “Принца”. Но дело тянулось, а тайна затонувшего золота так и не была разгадана.
В первые годы советской власти для поиска и подъема этого сокровища по инициативе Дзержинского была сформирована знаменитая Экспедиция подводных работ особого назначения – ЭПРОН. Специально для этой экспедиции инженер Даниленко создал проект глубоководного снаряда, который можно было опускать на глубину до
Что касается поисков “Принца”, то было принято решение передать эту работу знаменитой японской фирме “Синкай Когиоссио Лимитед”. В 1927 году эта компания дала мастер-класс – провела показательные работы в Севастополе. Японские водолазы поразили всех своим мастерством. Они работали на глубине более ста метров только в стеклянных масках, закрывающих глаза и нос ныряльщика, без специальных костюмов и аппаратов. Воздух закачивали через шланг, водолаз вдыхал носом и, не разжимая губ, выдыхал в воду через рот. Ныряльщик мог находиться на большой глубине до 10 минут без вреда для себя. Подъем и спуск происходили без всяких замедлений, и благодаря особому дыханию кессонная болезнь не возникала. Когда японская экспедиция приступила к работам, предполагалось, что место погребения “Принца” найдено. Остатки корабля были завалены обвалившимся грунтом. Необходимо было расчистить фрагменты судна от многих тонн пород. Наступило 12 сентября 1927 года. Около 4 часов дня море было спокойным. Двух водолазов опустили на дно, но не прошло и десяти минут, как от них поступил сигнал о том, чтобы их подняли на поверхность. Водолазы объяснили, что на дне происходило что-то невообразимое: грунт колебался под ногами. Это было началом знаменитого крымского землетрясения, которое произошло ночью с 12 на 13 сентября. В час ночи был первый толчок. Но оказывается, еще за 10 часов до этого водолазы на дне почувствовали колебания, свернули работы и вернулись на берег. Землетрясение в Балаклаве было незначительным, но японцы посчитали его дурным знаком. Они отнеслись к нему как к предупреждению свыше. Последней мерой, принятой японской фирмой, была установка на месте поисков землесоса. Он отбрасывал песок, а камни и все, что попадалось, водолазы поднимали в мешках наверх. Но и это не дало результатов. Японская экспедиция свернула работы, дав заключение: “Золота на дне нет”.
И целых 83 года “Принца” не искали. До 2010 года существовали три официальные версии, объясняющие неудачные поиски фрегата и его ценного груза:
1. Не там искали. Ошибка поисковых экспедиций в определении главных ориентиров идентификации “Принца”. Архивные фотографии доказали, что кроме Prince, металлический корпус имели пароходы Jason, Houp, Resolute. По информации британских архивных фондов, Jason спустя восемь лет затонул в водах Индии. Но в бухте лежали еще Houp и Resolute.
2. Отсутствие на борту фрегата ценностей на момент его гибели. Архивные исследования доказали, что амуниция, продовольственные запасы и особенно финансовые средства доставлялись на места сражений в Крым, не напрямую из Великобритании, а из Стамбула, где в то время был штаб суперинтенданта британских экспедиционных сил. Вероятна версия, что ценный груз был снят с борта “Принца” в порту Стамбула, поэтому в Балаклаву была доставлена только амуниция. Отсутствие легендарных ценностей на затонувшем судне подтверждает тот факт, что наряду с целым списком государств, которые участвовали в поисках сокровищ, со стороны Великобритании не зафиксировано ни одной попытки получить лицензию на проведение подводных работ на собственном корабле.
3. Ценности были подняты англичанами еще в Крымскую войну. Специалисты японской водолазной фирмы “Синкай Когиоссио Лимитед” по завершении работ сделали официальное заявление о том, что судно, на котором они проводили работы, является фрегатом “Принц”. Однако во время поисков им не удалось найти среднюю часть судна. На корме и носу корпуса были сильные повреждения, нанесенные уже после гибели корабля. Вывод “Синкай Когиоссио Лимитед”: британские войска, которые оставались в Балаклаве еще на протяжении 8 месяцев после гибели судна, подняли ценный груз еще до окончания Крымской кампании.
В предполагаемом месте гибели ” Принца” было обнаружено большое количество ядер, медицинского стекла, обувь, несколько пушек крупного калибра, а также большое количество тарелок. На двух из них во время зимней лабораторной обработки были обнаружены четко читаемые клейма, говорящие о судоходной компании, к которой принадлежал “Принц”. В ту ноябрьскую ночь 1854 года на внешнем рейде Балаклавы находились два судна той судоходной компании – “Принц” и “Язон”. Как известно, “Язон” сумел пережить этот шторм. Значит, эти две тарелки могли принадлежать только “Принцу”. Так, через 156 лет, на карту было нанесено реальное место гибели “Черного принца”.
23 марта прошлого года в киевском посольстве Великобритании состоялась официальная встреча руководства департамента подводного наследия с военным атташе посольства. Департамент нашей страны был официально информирован, что ценностей на борту Prince на момент его гибели не было. Главным свидетельством стала расписка полномочного представителя Великобритании в Турции, помощника главного индента Джона Уильяма Смита о том, что деньги были сняты с корабля в Константинополе. Это расписка хранится в банке Англии. Впервые за 156 лет Великобритания официально признала факт отсутствия на борту “Принца” каких-либо сокровищ. Так, достаточно скучно, закончилась эпопея поисков таинственных сокровищ Черного моря. Из реестра подводного наследия Украины исключен самый интересный клад, существовавший полтора века. Но, думаю, никакими открытиями не исключить эти сокровища из сердец и мечтаний романтиков.
Источник: Полуостров сокровищ
Инф. tayni.info