После множества находок на Киевских горах, особенно денежных кладов римского времени (II — IV вв.), стало ясно, что населенный пункт здесь много старше и времени легендарного Кия, и города Киева — "матери городов русских". Поэтому, начиная с ХVIII и до XX века включительно периодически возникал вопрос о том, как же назывался "докиевский Киев"?
Просматривая сведения древних историков, ученые нашли всего одно, и то иностранное имя — "Самбат". Византийский император Константин Багрянородный написал в Х веке, что у киевской крепости "Самбатос" собирались весной и осенью сотни лодок-однодеревок славян с верховьев Днепра, из Чернигова, Смоленска, Новгорода и огромной флотилией плыли по реке к грекам Причерноморья для ярмарочной торговли.
Ученые выяснили: слово "самбат" имелось в разночтениях и смыслах не только у греков, но у норманнов, венгров, армян и даже древних евреев (Ф.К. Брун. О разных названиях Киева в прежнее время. Тр. 8 археол. съезда в Киеве,т. I,1878). Рассматривали его так и сяк три столетия и, в конце концов, признали "труднейшим сфинксом русской исторической географии" (А.М. Членов). О нем писали В.Н. Татищев (ИР. с.198), А.И. Лященко (Доклады АН СССР, 1930,№4, с.66), а также А.Н. Веселовский, Е.В. Барсов, А.М. Членов, Б.А. Рыбаков и многие другие.
Были мнения неординарные. Т.Н. Кудрявцева предложила русский перевод "сам батя", который греки могли понять как название города (антипод олеговскому "мати"). Наконец А.А. Архипов указал на возможность названия "докиевского Киева" еврейским "Самбатионом". Имя могло быть якобы изначальным. Его дали появившиеся на Днепре в глухой древности 10 пропавших израильских племен, а в IX веке реанимировали при возможном захвате Киева хазарские иудеи (Об одном древнем названии Киева. В кн. «История русск. языка в древн. Период». М.,1984,с: 224-240).
Конечно все это — ошибочные домыслы, а последний из них, как говорили на Руси, "лжа есть".
Под 1078 годом наши летописи упоминают "Городец" на Почайне против Подола (на противоположном берегу реки): "Взяша тело его (князя Изяслава) привезоша и в лодьи, и поставиша против Городцю, изиде противо ему весь город Киев" (ПВЛ, под 6586 годом).
>Об этом Городце на Почайне не писал до сих пор ни один киевский историк. Городец защищал с внешней стороны крупную двустороннюю Киевскую гавань, — именно в ней собиралось множество лодок и парусников, так как в других местах Днепр их сносил. "Постоиша у мене в Почайне, якоже aз в Суду", — говорила тоже в середине Х века княгиня Ольга византийскому послу (прямой аналог с Константинополем).
К причалам Почаинской бухты, что "против Городцю" шла главная береговая улица Подола, на которую сверху выходили все другие подольские улицы. На поздних планах Киева ХVIII-ХIХ вв. эта Большая Подольская улица показана вдоль всего берега Днепра от Крещатицкой долины до Оболонья: там она поворачивала и как бы "ныряла" в Почайну (выходила к площади и пристаням-причалам). Опираясь на такую планировку Подола, о возможном существовании укреплений за Почайной высказывался раньше И.С. Красовский.
Городец на Почайне и был назван Константином Багрянородным "Самбатосом" очевидно по аналогии с портом "Самбатосом" в Константинополе за бухтой Золотой Рог (за "Судом").
Какое же на самом деле было имя "докиевского Киева"? И каким образом произошла смена имен: неведомого на ныне общеизвестное?
Источник Информации: Отец городов русских
Автор: Геннадий Мокеев