Любители всевозможных рейтингов постоянно пытаются определить самое дорогое (в дензнаках). Вот и наш главред предложил найти самые-самые экспонаты одесских музеев. Какие картины на шестизначную сумму в долларах тянут, какие статуи ценятся, что из «ювелирки» можно назвать выдающимся. Кто-то скажет: хватит пиарить наше самое дорогое! Начитаются, дескать, статей всякие жулики, сопрут, продадут, и выйдет как с мнимым Караваджо (фантазии местных оценщиков хватило только на 100 миллионов долларов) из музея Западного и Восточного искусства. Висела картина, никому не мешала, а как стали о ней писать, тут же и вырезали из рамы… Словом, опять во всем журналисты виноваты.
Ваш корреспондент, сделав все возможное, чтобы выполнить редакционное задание, ответственно заявляет: большинство так называемых реликвий одесских музеев воришкам нужно ну просто десятой дорогой обходить! Прежде всего потому, что тюремный срок за копию Тициана примерно тот же, что и за оригинал. Во-вторых, продать такую добычу почти нереально.
Собственно, так и вышло с копией Караваджо — к счастью, не проданная, зато изрядно попорченная, лежит она в Киеве в вещдоках, фигурирует на судебных заседаниях, и реставрировать ее по этой причине даже не начинали.
Напомним, внимание прессы к «Взятию Христа под стражу» усердно привлекали сами музейщики. Как и к якобы Тициану, случайно обнаруженному в основной экспозиции того же музея Западного и Восточного искусства. Почему Тициан и Тинторетто нарисовали один и тот же, словно под копирку, портрет венецианского дожа — искусствоведы так и не объяснили. Напирали на то, что на обороте полотна написано: TIZIANO. Следовательно, добавляли в музее, картина стоит не меньше 200 млн долларов. Увы, надпись присутствует все-таки на обороте, и написано всего лишь TIZIANO, а не TIZIANO VECELLIO. А вообще, на заборе еще не то написано…
Уважаемые грабители, ни в коем случае не верьте абсурдным утверждениям одесских искусствоведов, будто эта картина стоит 200 миллионов долларов. Копия Тинторетто, даже прижизненная, столько стоить не может. Хотите оригинал портрета — ищите его в Детройте. Если рискнете, конечно…
Правда, обсуждая возможность вывоза картины за рубеж с целью отдать на экспертизу тамошним знатокам (проще было бы их в Одессу пригласить, но одесситы не ищут легких путей!), музейщики провели оценку страховой стоимости. Она оказалась равной 10 тысячам баксов, исходя из оценочной стоимости картины, определенной киевскими специалистами в размере всего лишь 4 миллиона долларов. И то сумма явно завышена, потому как не Тициан и даже не Тинторетто, а копия с последнего. Овчинка выделки не стоит, джентльмены удачи!
«О том, какую картину сегодня в Одессе можно назвать самой дорогой, говорить сложно, — комментирует искусствовед Галина Богуславская. — Для сравнения нужно было бы провести оценку страховой стоимости для нескольких работ самых известных мастеров, а иначе любые рейтинги будут выглядеть некорректно».
«Если говорить о мировых рейтингах, то сейчас лидирует Кандинский, работы которого на Западе продают за десятки миллионов, — дополняет искусствовед Ольга Тарасенко. — Скажем, знаменитых «Эскиз к импровизации №8» оценен в рекордные $30 млн. В одесском Художественном музее хранится несколько ранних этюдов Кандинского. Они могли бы претендовать на звание самых дорогих произведений живописи в Одессе. Но если говорить о художественной ценности этих работ, она не столь уж высока. Куда как лучше, например, работы Зинаиды Серебряковой из того же музея. Кстати, в денежном отношении они могли бы с одесскими этюдами Кандинского посоперничать. Серебрякова на престижных аукционах ценится весьма высоко — от миллиона долларов!»
К слову, когда-то работ Кандинского и других авангардистов в Одессе было куда больше. В 1930-м году, например, наш город получил 15-ть полотен «левых» художников. Кроме Кандинского, в переданной на временное хранение в Одесский художественный музей коллекции были картины Лентулова, Бурлюка и… Малевича. Увы, почти все они таинственным образом исчезли.
Как бы то ни было, все опрошенные нами специалисты едины во мнении, что «на глазок» определять «самую дорогую одесскую картину» нельзя, это бред и дилетанство.
Проще со скульптурами — Одесса никогда не была центром этого искусства, произведений знаменитых ваятелей у нас раз два и обчелся. По словам специалистов, за звание самой дорогой одесской скульптуры могут соперничать только статуя Дюка де Ришелье авторства Ивана Мартоса и композиция Основателям Одессы Дмитренко-Попова-Сикорского, где оригинальными являются только фавориты Екатерины Великой, а сама императрица — новодел. Увы, ничего ценнее нету. Одесские скульпторы работали и работают в основном в мелкой пластике, а те счастливцы, кому дано властями возводить памятники на улицах города, ничего особо ценного так и не создали. Воришки, руки прочь от Дюка! Он же памятник!
А с самым дорогим роялем и вовсе небольшой конфуз вышел. Таковым опрометчиво объявлен «Шредер», находящийся в Доме ученых. Возможная стоимость инструмента (500 тысяч евро) оправдывается тем, что на нем якобы играл знаменитый композитор Ференц Лист, находясь в Одессе.
Увы, и здесь разочарование.
«Рояль, конечно, очень красивый, великолепного дизайна, но Лист на нем не играл, да и играть не мог, ничего подобного не было, — проясняет ситуацию профессор Одесской музыкальной академии имени Неждановой, пианист Анатолий Зелинский. — На этом «Шредере» установлен механизм двойной репетиции, который облегчает для исполнителя быстро повторяющееся нажатие одной и той же клавиши. Во времена Листа этот механизм уже изобрели, но еще не внедрили. Лист гастролировал здесь в 1847 году. Играл он на «Плейелях», которые отличались прекрасным звуком, но названный механизм в них появился только во второй половине девятнадцатого века. Я играл на рояле Листа в его доме-музее в Австрии, там этого механизма не было. Помог мне в этом случай: моя бывшая студентка Оля вышла замуж за тамошнего чиновника Райнхарда Губера, и благодаря ему мне было позволено минут сорок играть на рояле… Так что, хоть «Шредер» из Дома ученых и привлекает туристов своей красотой и красивой легендой, более ценными в Одессе являются «Стейнвеи» в Оперном театре и филармонии…»
Вам все ясно, расхитители гробниц?!
Кстати о гробницах. Говоря о самом дорогом ювелирном изделии в Одессе, обычно вспоминают подделку, вошедшую в историю как «золотая тиара скифского царя Сайтаферна», сработанная одесским ювелиром Рухомовским Помня об этом уроке истории, мы продолжаем свои изыскания, намереваясь в скором будущем рассказать всю правду об ожерелье сарматской царевны из одесского археологического музея. Стоит ли уточнять, что все вышеперечисленное мы советуем начинающим грабителям обходить десятой дорогой?
Источник http://dumskaya.net
e-finance.com.ua