Когда определилась потребность в порте для стоянки Черноморского гребного флота, императрица поручает Рибасу создать комиссию по определению места его строительства. Вполне возможно, что симпатии к де Рибасу сыграли роль в том, что императрица одобряет место постройки порта, предложенное именно де Рибасом, и утверждает разработанный его единомышленником Францем де Воланом план одновременного (!) строительства порта и города. И это при яростном противодействии командующего Черноморским флотом вице-адмирала Мордвинова!
Вот когда наступает настоящий звездный час этого удивительной энергии человека – Рибас назначается Главным строителем Хаджибея и нового порта! И здесь нашему герою сопутствует удача: его всячески поддерживает последний фаворит стареющей императрицы генерал-губернатор Таврический, Екатеринославский и Вознесенский, генерал-фельдцейхмейстер граф Платон Александрович Зубов. Судьбоносный для будущей Одессы Рескрипт Екатерина подписала 27 мая 1794 года. В честь Платона Зубова благодарные одесситы назвали один из молов Одесского порта Платоновским…
Большой удачей для зарождающегося города и, естественно, для Рибаса, стал его идейный и творческий союз с опытным и талантливым голландским инженером Францем де Воланом. Николай Глеб-Кошанский, исследователь жизни и деятельности последнего, размышляя о судьбоносном решении по выбору места для строительства главного порта на юге империи, справедливо подчеркивает: «…вероятнее всего, именно у де Рибаса… у первого такая мысль возникла, и он ее отстаивал в последующие годы». Де Волан также размышлял о месте строительства порта, опираясь на свой опыт гидростроителя. И именно этот опыт объединил его с де Рибасом в замечательный исторический тандем. Де Волан отправляет в Сенат две докладные записки «О выгоде Хаджибея».
По материалам http://odessa-life.od.ua
e-finance.com.ua