Россия расторгла договор с Азербайджаном о транзите его нефти по своей территории, подписанный еще в 1996 году. Москва заявляет, что партнеры с азербайджанской стороны не выполняли условий договора. Эксперты полагают, что это всего лишь предлог, а причины надо искать на политическом уровне.
Распоряжение о расторжении соглашения подписал российский премьер-министр Дмитрий Медведев.
"МИДу России уведомить азербайджанскую сторону о принятом решении", - говорится в документе.
В компании "Транснефть", которая контролирует трубопровод Баку-Новороссийск, Русской службе Би-би-си объяснили, что Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР) уже несколько лет не выполняла условий договора.
"Азербайджан не мог прокачать 5 млн тонн в год, предусмотренных межправительственным соглашением и резервируемых под эти объемы. Там добыча падает - не хватает нефти и для трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. А мы в итоге несли убытки около 50 млн долларов в год", - рассказал пресс-секретарь компании Игорь Демин.
"Закулисные моменты"
История вопроса
В соответствии с договором между Москвой и Баку, заключенным в январе 1996 года, по нефтепроводу Баку-Новороссийск должно было прокачиваться не менее 5 млн тонн сырья в год.
Стоимость транспортировки была установлена на уровне 15,67 долларов за тонну.
По данным российской стороны, в 2010 году Азербайджан направил в трубопровод 2,2 млн тонн, в 2011 и 2012 годах - по 2 млн тонн, а в 2013 году намеревался ограничиться 1,6 млн тонн.
В "Транснефти" заявили, что из-за недобора сырья недополучают деньги за транспортировку в размере порядка 50 млн долларов в год.
Всего Азербайджан добывает около 50 млн тонн нефти в год. Для своих нужд страна использует около 20% этого объема, остальная часть уходит на экспорт.
По оценкам экспертов, в последнее время добыча нефти в Азербайджане уменьшается.
Однако эксперты полагают, что это только формальная причина. Ведь "Транснефть" уже не первый год добивалась пересмотра договора, заявляя об убытках. Почему именно сейчас правительство пошло на разрыв соглашения?
"Во всей этой истории, вероятно, присутствуют объективные моменты закулисного характера", - предположил в беседе с bbcrussian.com президент Фонда политических исследований Каспийского региона Вафа Гулузаде.
Москва, напоминает он, долго отговаривала власти Азербайджана от строительства магистрали Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) - и именно поэтому предложила использовать нефтепровод Баку-Новороссийск.
Но теперь, когда БТД функционирует уже несколько лет, Россия могла прийти к выводу, что никакой экономической и политической целесообразности в этом договоре нет.
Газовый след?
Ряд экспертов усматривает в одностороннем решении России сложную углеводородную подоплеку.
Азербайджан ведет переговоры о расширении Южнокавказского газопровода с перспективами выхода на Италию, говорит партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.
"Поскольку этот проект имеет вполне реалистичные перспективы, это не может не беспокоить "Газпром", потому что это прямой конкурент его "Южному потоку". Разрыв контрактов можно рассматривать как часть давления на Азербайджан", - резюмирует эксперт.
Дмитрий Булин
Источник: bbc.co.uk
Инф. newsland.com
e-finance.com.ua