Украинский рынок мобильной связи не будет развиваться, пока государство не даст операторам возможность освоить новые частоты.
В большинстве стран рынок мобильной связи характеризуется низким уровнем конкуренции. Причина — наличие высоких барьеров для входа. В первую очередь, ограниченность частотного ресурса, пригодного для использования в сетях именно мобильной связи.
В связи с этим проблема олигополизации, угнетения конкуренции и, как неизбежное их следствие, низких потребительских характеристики актуальна практически во всем мире. Низкое качество связи, нарочито запутанные тарифные модели, мошеннические контент-услуги — все это актуально не для одной только Украины.
В настоящее время рынок мобильной связи Украины переживает застой. Его первопричина — экономические проблемы домохозяйств. В целом (если не ориентироваться на "средний класс") люди экономят на всем, и связи в том числе. Второй фактор — это отсутствие лицензий на частоты для развертывания сетей третьего и четвертого поколений, что не дает операторам возможности зарабатывать на услугах передачи данных и доступа в интернет. В-третьих, политика государства и его представителей не является ни долгосрочной, ни нацеленной на поддержку роста отрасли.
В этих условиях операторы поневоле занялись повышением дохода с имеющихся у них абонентов. Их предложение уже сейчас мало отличается между собой. У абонентов, безусловно, нет особого выбора. Но это, повторюсь, обычная ситуация в мобильной связи. Этот рынок устроен так, что он либо быстро растет, либо медленно стагнирует. Сейчас у него вторая фаза.
В Украину "сторонний" оператор с более высоким качеством услуг может зайти только путем покупки существующей компании. При этом перспективы рынка неясны и не выглядят привлекательными ни в кратко-, ни в долгосрочной перспективе. Он уже и сложился, и насытился.
Украинский рынок мобильной связи никак не будет развиваться, пока государство не даст операторам возможность освоить новые частоты. Или отрасль не изобретет, наконец, пресловутое killer application. А пока будет так, как есть. С мобильной связью произошла оммодитизация. Она стала обыденной, тривиальной вещью — удобством, вроде воды в кране или услуг ЖЭКа. "Сила бренда" сегодня не играет особой роли, и выбора, зачастую, у потребителя просто нет.
Роман Химич
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua