• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ
  • Финансисту
  • Бухгалтеру
  • Малому бизнесу
  • Аналитика
  • Реклама
  • Контакты
  • RSS feed
  • Издается с 9 сентября 2005 года
  • Бразилия нам друг, товарищ и космический партнер
    Опубликовано: 2006-05-16 15:20:00

    16 мая в берлинском аэропорту Шонефельд открылась Международная авиакосмическая выставка ILA-2006. Кроме традиционных участников этого военного смотра – авиационной корпорации «Антонов», Киевского авиазавода «Авиант», ЗМКБ «Прогресс» им. Ивченко и ГП «Укроборонсервис», свои достижения представляют такие космические предприятия, как Государственное конструкторское бюро «Южное» им. М.К.Янгеля и ПО «Южмаш».

    А представлять Украине есть что. Ведь по итогам прошлого года страна вошла в тройку лидеров по запуску в космос ракет-носителей, поделив вместе с Францией и Китаем третье место (на счету у каждой страны по 5 пусков). Четыре раза украинско-российская ракета «Зенит-3SL» взлетала с плавучего космодрома “Морской старт” из акватории Тихого океана и один раз конверсионная ракета-носитель «Днепр» поднялась с космодрома Байконур в Казахстане. Напомним, по этому же показателю в 2004-м году Украина занимала 4-е, а в 2003-м – 6-е место в мире.

    Сегодня украинские ракеты «Зенит-3SL», «Зенит-2», «Днепр» и «Циклон-3» взлетают с трех космодромов – российского «Плесецк», казахстанского «Байконур» и с морской платформы в Тихом океане. В скором будущем у нас есть шанс освоить и четвертую пусковую площадку – в Бразилии. Правда, когда именно это случиться, пока не может сказать никто.

    РН «Циклон-4» – лучший нереализованный носитель
    Уже который год одним из приоритетов космической отрасли Украины остается реализация украинско-бразильского проекта по запуску отечественной ракеты-носителя «Циклон-4» с бразильского пускового центра «Алькантара». Этот проект обещает стать третьим по счету и вторым, а, возможно, и первым по масштабности в коммерческой истории космической отрасли Украины, говорят эксперты. Правда, как мы уже упоминали, о конкретных сроках его реализации не может сказать никто.
    Теоретически проект имеет большие преимущества перед аналогичными программами. И главная из них – ь пускового центра Алькантара к экватору. Это позволяет повысить массу выводимого полезного груза на 30-40% за счет использования дополнительной составляющей скорости вращения Земли в этом районе. Благодаря этому стоимость запуска космических аппаратов с Алькантары в сравнении с пуском с обычного космодрома снижается вдвое. Кроме того, бразильский космодром предоставляет клиентам более широкий диапазон азимута пусков. И, наконец, благоприятные климатические условия, низкая плотность населения в этом районе, возможность доставки ракет и космических аппаратов морским и воздушным путями также обещают добавить проекту популярности и востребованности.

    Что касается новой ракеты-носителя, то, как отметил в одном из своих интервью генеральный директор-генеральный конструктор ГКБ «Южное» Станислав Конюхов, в «Циклон-4» заложено все лучшее, что ГКБ наработало за многие годы создания ракетно-космической техники. Проектные характеристики РН “Циклон-4” позволяют выводить до 5,5 тонн полезной нагрузки на круговую низкую околоземную орбиту (LEO) и до 1,7 тонн на орбиту, переходную к геостационарной (GTO). Важным преимуществом нового ракетного комплекса является автоматизация работ с носителем на старте, что обеспечивает полную безопасность персонала. Особое внимание при разработке КРК «Циклон-4» уделено экологической безопасности: целиком исключены выбросы токсичных компонентов ракетного топлива во внешнюю среду на всех этапах эксплуатации комплекса.

    Кроме разработки ракеты-носителя, Украина обязалась построить наземный комплекс для «Циклона-4». Бразильская сторона, в свою очередь, взяла на себя ответственность за создание транспортной инфраструктуры для перевозки ракет из морского порта на пусковую площадку. Предварительная стоимость проекта составляет $180 млн., каждая из сторон должна вложить по $90 млн. Украина решила привлечь инвестиции извне и взяла международный кредит объемом $150 млн. под правительственные гарантии. Правда, как утверждают специалисты, даже с такими деньгами средств катастрофически не хватает. Ведь для создания нового носителя закупается новое оборудование, а это удовольствие не из дешевых.

    Курировать проект на всех этапах его реализации взялось совместное украинско-бразильское предприятие “Алькантара-Циклон-Спейс”. Оно и получит эксклюзивные права на эксплуатацию нового носителя. Когда будет официально создано. Задержка за учредительными документами СП. Бразильская сторона уже больше года не может решиться их утвердить, пеняя на сложную систему законодательства.
    Нечем хвастаться и в производственном секторе. По последним данным бразильской стороны, она только-только определилась с территорией, где будет базироваться украинский носитель. О начале работ по созданию наземной инфраструктуры пока не слышно. Украинская сторона более динамичными темпами продвигается к цели, но и она срывает все запланированные сроки. Ранее первый старт носителя ожидался к концу нынешнего года. Сейчас трудно говорить даже о ближайших 2-3 годах.

    Сосед-конкурент
    Корни этой проблемы, считают эксперты, заложены российской стороной, которая после начала реализации украинско-бразильского проекта «Циклон-4-Алькантара» стала проявлять активный интерес к украинскому партнеру. Дело в том, что сегодня Россия является основным конкурентом Украины в этом проекте. Свои силы россияне пробуют в совместной с французами программе запуска новой ракеты-носителя «Союз» с космодрома Куру во Французской Гвиане. И пускай российский проект также испытывает немалые проблемы (ради справедливости отметим – намного меньшие, чем украинско-бразильский), судя по заявлениям руководства Российского космического агентства, дела у них медленно, но продвигаются. Первые заказчики на запуски спутников с помощью ракеты-носителя "Союз" с космодрома Куру во Французской Гвиане уже есть. Не исключено, что после запуска проекта «Союз-Куру» Россия попытается перетянуть Бразилию на свою сторону. Ведь подключение к проекту в качестве партнера одной из латиноамериканских стран означает автоматическое присоединение еще нескольких, в частности, Аргентины, которая уже сейчас ведет переговоры как с Украиной, так и с Россией о перспективах развития отечественного космического сегмента.

    Несмотря на большие проблемы в проекте «Циклон-4-Алькантара», есть одно утешение – Бразилия, имея право выбора, все-таки остановилась на Украине. В свое время Бразильское космическое агентство вело переговоры с такими американскими компаниями, как Lockheed, Boeing и Orbital Science, а также с Российским ракетным центром им. Хруничева. Но по разным техническим и коммерческим причинам переговоры были прекращены. Оказалось, что именно РН «Циклон-4» по классу запускаемых космических аппаратов отвечает запросам Бразилии и является оптимальной по всем техническим параметрам. ь к экватору и наличие широкого спектра азимутов пуска позволяет реализовать с Алькантары большую часть программы коммерческих пусковых услуг, имеющихся сейчас на мировом рынке. Кроме этого, РН «Циклон-4» считается ракетой высокой надежности. Ведь новый носитель создан на базе ракет-носителей «Циклон-2» и «Циклон-3», общее количество пусков которых с космодромов Байконур и Плесецк составляет двести двадцать четыре при показателе отказов на уровне пяти.

    Во многом бразильский выбор связан также со стоимостью реализации проекта, которая у россиян ощутимо выше, нежели у нас. К примеру, сравнивая проекты «Циклон-4-Алькантара» и «Союз-Куру», специалисты ГКБ «Южное» отмечают, что «переселение» российской РН «Союз» на космодром Куру во Французской Гвиане в два раза превышает стоимость адаптации РН «Циклон-4» к космодрому Алькантара.

    Несмотря на все трудности, Украина продвигается к своей цели – завоеванию достойного места на рынке пусковых услуг. И если украинско-бразильский проект в ближайшие годы все-таки вступит в фазу практической реализации, наша страна может надолго закрепиться в тройке космических лидеров, оставив позади таких «монстров», как Франция и Китай.

    Елена Сущенко

    ELCOMART-finance

    Инф. e-finance

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    Электронная почта проекта: info@e-finance.com.ua
    Тел.: +380-50-441-7388

    bigmir)net TOP 100
    Яндекс.Метрика

    Яндекс цитирования
    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. За содержание рекламы ответственность несет рекламодатель. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.