В начале этого месяца входящая в сферу контроля американской нефтекомпании Chevron Texaco казахстанская компания TengisChevrоil и наша «Укрзалізниця» заключили договор о возобновлении железнодорожного транзита казахской нефти через порты Украины. Эти поставки из Одесской нефтегавани, за экспедицию которых взялась казахстанская «ТранскаргоСервисиз», начнутся уже в мае. До конца года объем железнодорожного транзита нефти должен составить около 1 млн т, а в следующем по условиям договора будет доведен до 3 млн т.
С 2004 г. железнодорожного транзита казахской нефти через Украину практически не было, да и ранее, на протяжении почти десятка лет, он не превышал 0,7–1 млн т в год. В этой сфере доминировали российские компании, ежегодно провозившие через нашу страну по 10–11 млн т нефти в цистернах. Впервые казахи попытались нарастить свой транзит по нашим железным дорогам в 2003 г. — украинская «Укртранснафта» и казахский «КазмунайГаз» открыли совместное предприятие «Транс-Південь» для создания мощностей по приему железнодорожных цистерн в порту Южный. Однако поставленной цели достичь не удалось из-за подковерного противодействия тогдашних российских владельцев Одесской нефтегавани, желающих сохранить монополию на транзит и портовую перевалку в Украине казахской нефти. В начале 2005 г. Одесская нефтегавнь сменила собственников (ими стали предприятия украинского Приватбанка), после чего в казахстанском транзите нефти через нашу страну наметилось оживление.
Первые его признаки проявились в железнодорожном транзите сжиженного попутного нефтяного газа. Если до сих пор транзит этого сырья через Украину составлял около 1,2 млн т в год, которые шли в порт Одесса, то весной 2005 г. его решено было увеличить до 2–2,2 млн т за счет создания нового газового терминала в Керчи. За его строительство взялась американская корпорация Chevron, крупнейший сооснователь Tengis-Chevroil, а также казахстанская компания «Азиатско-Европейский Газ» (АЕГаз). Нынешний контракт между TengisChevroil и «Укрзалізцей», предусматривающий увеличение железнодорожного транзита нефти, позволит к 2008 г. возобновить транзит казахской нефти и довести его до 3 млн т в год, а также нарастить железнодорожный транзит попутного газа и конденсата до 3 млн т.
Общий уровень железнодорожного нефтетранзита, при условии выполнения этих планов, должен составить около 6 млн т. Такое оживление выглядит существенным дополнением к казахстанскому нефтетранзиту, следующему через Украину по трубопроводам. Он составляет порядка 7 млн т нефти ежегодно, еще около 5 млн т приходится на трубопроводный импорт, который поступает на Херсонский НПЗ, принадлежащий казахстанской госкомпании «КазМунайГаз».
Для расширения мощностей трубопроводного транзита осенью 2005 г. было создано еще одно украинско-казахстанское СП «Укртранснафти» и «КазМунайгаза» —ООО «ТрансМунай». Наряду с вышеупомянутой компанией «Транс-Південь», ведающей расширением железнодорожной перевалки нефти в порту Южном, это СП получило право строительства и дальнейшей эксплуатации новой 52-километровой трубопроводной ветки в Одесской области. Эта перемычка призвана разгрузить «нефтетранзитные очереди» на подступах к Одессе. По всей видимости, она поможет активизации украинско-казахстанского сотрудничества в нефтяном транзите — под завершение строительства перемычки «КазМунгайГаз» уже законтрактовал поставку от 8 до 10 млн т нефти, которые в 2007 г. пройдут по новому трубопроводному маршруту Самара–Кременчуг–Южный.
Однако, как показывают нефтетранзитные инициативы, предпринятые Украиной и Казахстаном в 1999–2004 гг., нынешние усилия по наращиванию железнодорожных и трубопроводных поставок могут стать обширным полем для коррупции. Нечистые на руку чиновники способны тормозить любые, даже самые перспективные проекты. Аналогичная участь может постигнуть и нынешний контакт «Укрзалізниці» и TengisChevroil — казахстанские партнеры начали согласовывать договор еще в феврале, однако до сих пор не смогли добиться от киевских чиновников элементарного предоставления необходимых экспедиционных кодов для задействованной в контракте «Транскарго Сервисиз». Вероятнее всего, за этим промедлением стоит обычная чиновничья нерасторопность, но вполне может быть, что такие проволочки связаны с желанием некоторых влиятельных киевских политиков вместо уполномоченного экспедитора «заложить свой интерес» в новую схему развития украинско-казахстанского железнодорожного транзита, в связи с чем можно предположить, что возврат на украинский рынок «большой нефти» Казахстана будет тернистым.
Евгений Дедов
Инф. dsnews
e-finance.com.ua