• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Нефтяное пятно. Расширение транзита казахстанской нефти может разбиться о финансовые интересы украинских коррупционеров
    2006-05-17 11:31:00

    В начале этого месяца входящая в сферу контроля американской нефтекомпании Chevron Texaco казахстанская компания TengisChevrоil и наша «Укрзалізниця» заключили договор о возобновлении железнодорожного транзита казахской нефти через порты Украины. Эти поставки из Одесской нефтегавани, за экспедицию которых взялась казахстанская «ТранскаргоСервисиз», начнутся уже в мае. До конца года объем железнодорожного транзита нефти должен составить около 1 млн т, а в следующем по условиям договора будет доведен до 3 млн т.

    С 2004 г. железнодорожного транзита казахской нефти через Украину практически не было, да и ранее, на протяжении почти десятка лет, он не превышал 0,7–1 млн т в год. В этой сфере доминировали российские компании, ежегодно провозившие через нашу страну по 10–11 млн т нефти в цистернах. Впервые казахи попытались нарастить свой транзит по нашим железным дорогам в 2003 г. — украинская «Укртранснафта» и казахский «КазмунайГаз» открыли совместное предприятие «Транс-Південь» для создания мощностей по приему железнодорожных цистерн в порту Южный. Однако поставленной цели достичь не удалось из-за подковерного противодействия тогдашних российских владельцев Одесской нефтегавани, желающих сохранить монополию на транзит и портовую перевалку в Украине казахской нефти. В начале 2005 г. Одесская нефтегавнь сменила собственников (ими стали предприятия украинского Приватбанка), после чего в казахстанском транзите нефти через нашу страну наметилось оживление.

    Первые его признаки проявились в железнодорожном транзите сжиженного попутного нефтяного газа. Если до сих пор транзит этого сырья через Украину составлял около 1,2 млн т в год, которые шли в порт Одесса, то весной 2005 г. его решено было увеличить до 2–2,2 млн т за счет создания нового газового терминала в Керчи. За его строительство взялась американская корпорация Chevron, крупнейший сооснователь Tengis-Chevroil, а также казахстанская компания «Азиатско-Европейский Газ» (АЕГаз). Нынешний контракт между TengisChevroil и «Укрзалізцей», предусматривающий увеличение железнодорожного транзита нефти, позволит к 2008 г. возобновить транзит казахской нефти и довести его до 3 млн т в год, а также нарастить железнодорожный транзит попутного газа и конденсата до 3 млн т.

    Общий уровень железнодорожного нефтетранзита, при условии выполнения этих планов, должен составить около 6 млн т. Такое оживление выглядит существенным дополнением к казахстанскому нефтетранзиту, следующему через Украину по трубопроводам. Он составляет порядка 7 млн т нефти ежегодно, еще около 5 млн т приходится на трубопроводный импорт, который поступает на Херсонский НПЗ, принадлежащий казахстанской госкомпании «КазМунайГаз».

    Для расширения мощностей трубопроводного транзита осенью 2005 г. было создано еще одно украинско-казахстанское СП «Укртранснафти» и «КазМунайгаза» —ООО «ТрансМунай». Наряду с вышеупомянутой компанией «Транс-Південь», ведающей расширением железнодорожной перевалки нефти в порту Южном, это СП получило право строительства и дальнейшей эксплуатации новой 52-километровой трубопроводной ветки в Одесской области. Эта перемычка призвана разгрузить «нефтетранзитные очереди» на подступах к Одессе. По всей видимости, она поможет активизации украинско-казахстанского сотрудничества в нефтяном транзите — под завершение строительства перемычки «КазМунгайГаз» уже законтрактовал поставку от 8 до 10 млн т нефти, которые в 2007 г. пройдут по новому трубопроводному маршруту Самара–Кременчуг–Южный.

    Однако, как показывают нефтетранзитные инициативы, предпринятые Украиной и Казахстаном в 1999–2004 гг., нынешние усилия по наращиванию железнодорожных и трубопроводных поставок могут стать обширным полем для коррупции. Нечистые на руку чиновники способны тормозить любые, даже самые перспективные проекты. Аналогичная участь может постигнуть и нынешний контакт «Укрзалізниці» и TengisChevroil — казахстанские партнеры начали согласовывать договор еще в феврале, однако до сих пор не смогли добиться от киевских чиновников элементарного предоставления необходимых экспедиционных кодов для задействованной в контракте «Транскарго Сервисиз». Вероятнее всего, за этим промедлением стоит обычная чиновничья нерасторопность, но вполне может быть, что такие проволочки связаны с желанием некоторых влиятельных киевских политиков вместо уполномоченного экспедитора «заложить свой интерес» в новую схему развития украинско-казахстанского железнодорожного транзита, в связи с чем можно предположить, что возврат на украинский рынок «большой нефти» Казахстана будет тернистым.

    Евгений Дедов

    Инф. dsnews

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.