Президент требует привлечь в Украину серьезного иностранного инвестора. Премьер призывает поддержать национального производителя. Но первые почему-то бегут из страны, вторые или бегут вслед, или заканчивают свои дни на кладбище банкротов.
Товарищи инвесторы и нацпроизводители! Не спешите бежать и (или) загибаться. Если хотите, проведем бесплатный ликбез, как нужно вести бизнес в Украине. Например, вы хотите открыть магазин беспошлинной торговли и предоставлять услуги общественного питания в международном аэропорту «Борисполь». Отлично.
Во-первых, вы должны получить «крышу» в виде человека из верхушки власти
Например, называем компанию сперва «Киев-Кетеринг», а затем «До Энд Ко Киев» и получаем ЕГРПОУ 20582919. Удачный ход, учитывая, что на рынке подобных услуг давно и успешно работает Do&Co Aktiengesellschaft. Но вы закладываете в Гааге – там законодательство лояльнее – «Закрытое акционерное общество До Энд Ко Недерлендс Холдинг БВ» (чуете, откуда дует «Ко» и «БэВэ»?). И пусть раскрученный международный бренд Do&Co Aktiengesellschaft работает теперь на вас.
А простакам при помощи шумной пиар-кампании вешайте, что вы основаны в 1981 году в Вене, были партнерами 50-ти (ну, тут можно сказать и 500 – все равно никто не проверит) авиакомпаний, сотрудничали с аэропортами Лондона, Вены Стамбула, Нью-Йорка. А также с УЕФА в части проведения футбольных чемпионатов. (Правда, Ко-Бэ-Вэ провел пока один чемпионат – в Украине, но по стоимости он ведь обошелся за два? Вот и напишем: «чемпионатов»).
Благодаря вот этим нехитрым Ко-Бэ-Вэ (а не лучшему в мире, как утверждают наши правители, инвестиционному законодательству) вы получаете МОНОПОЛЬНОЕ «добро» на разработку золотой жилы «Борисполя». Пока что в части организации мобильных пунктов питания. Зато безо всякого конкурса! Да что там конкурс, без арендной платы даже!
Но мобильные пункты – это лишь золотой ручеек. Главная наша задача – подмять под себя все.
Поэтому, во-вторых, нужно не скупиться и вовлечь в схему полезные ведомства
«Борисполь» – государственное предприятие. Поэтому, чтобы государство не обиделось, что на нем зарабатывают, с ним нужно делиться. Избирательно. В чьем ведении находится аэропорт? Министерства инфраструктуры. Хорошо. Кто в случае запроса должен сказать, что схема законна? Минюст. Задействуем. Кто должен провести тендер, да так, чтобы прошли свои? Фонд госимущества.
И вот уже «Борисполь» объявил тендер на организацию стационарных пунктов питания в терминале «D».
Кусок просто шикарный: от 33 кв. метров в «Премьер-Холле» на первом этаже до 510-и на втором, а всего 1764,6 кв. метра!
Отметим, что конкурс будет проведен в предельно сжатые сроки – 12 августа с.г. Чтоб успели подготовиться только вы.
Только, в-третьих, упирайте на свою «международность» и припирайте чего-нибудь посущественнее плюшки для ФГИ, Минюста, Мининфраструктуры
Бывший гендиректор порта Антон Волов, пришедший туда в 2011-м распоряжением тогдашнего главы Мининфраструктуры Колесникова из Нацагенства по подготовке к «Евро-2012», «надеялся», что, цитируем: «Фонд госимущества проведет конкурсы по аренде площадей в короткий срок, и мы сможем предложить нашим пассажирам качественные услуги питания от МЕЖДУНАРОДНЫХ операторов». И невзирая на то, что первое полугодие «Борисполь» завершил с чистым убытком 7,1 млн. грн. (финплан порта предусматривает годовую прибыль в размере 84 млн.), Волов пошел на повышение в… Мининфраструктуры.
Кстати, коль уж речь зашла о персоналиях, небезынтересно узнать, что гендиректором «DO&CO Киев» является Маркиян Лубкивский, возглавлявший организационный комитет по проведению Евро-2012, при подготовке к которому, как всплыло уже сегодня, из 80 миллиардов гривен украдено 25-30 миллиардов…
Видите, не зря мы советовали вовлечь Мининфраструктуры. Работайте с ним, чтобы оно спустило ФГИ условия, выгодные лишь вам. Например, у вас в рекламном портфеле есть Борисполь и еще четыре полумифических (Лондон, Вена Стамбул, Нью-Йорк) аэропорта – ФГИ вносит в условия тендера: «Досвід роботи не менше, ніж у 5 міжнародних аеропортах».
В-четвертых, используйте все, решительно все, что есть у вас в качестве барьера для конкурентов. У них чего-то обязательно не окажется
Например, наличие зарегистрированного в Украине товарного знака и хоть пускай даже наквацяного липучкой в международных аэропортах бренда. Или «наявність у мережі не менше 150 – 200 об’єктів одного бренду» – это удар под дых тупым конкурентам, думающим, что конкуренция – это лучший товар (услуги). Конкуренция, это когда ты, готовясь к СВОЕМУ тендеру, навыращивал, как грибов, своих точек, чтобы имеющему 149 неповадно было.
Вы можете возразить, что под такое условие легко подходят даже торговцы шаурмой, у которых в одном Киеве тысячи «объектов». Нет, не пройдут! Потому что мы далее оговариваем «надання результатів міжнародного фінансового аудиту претендентами на право оренди (за останні 2 роки)»; «обсяг товарообігу мережі не менше 500 млн грн. на рік (з документальним підтвердженням)» и «участь у програмах лояльності часто подорожуючих пасажирів та інших программах». Тут уж не только шаурмисты, но вообще 99,9% вполне респектабельных потенциальных кормильцев авиапутешественников «сдуются».
Да, тупой пассажир, который не хочет сидеть весь рейс в туалете, может возразить: а где здесь требования к качеству «питательных услуг»; какие, к чертям, «программы лояльности», если человек желает быстро, вкусно, недорого поесть и остаться живым для дальнейших полетов? А такие, что под эти условия попадаете вы и только вы.
Чтобы подстраховаться (свой ликбез, даром что бесплатный, мы готовили тщательно), эти рекомендации были отданы на экспертизу специалистам. Они резюмировали: кроме Do&Co ( «До Энд Ко Киев»), под параметры этого конкурса попадают Pavo Duty Free, небезызвестная «Шоколадница», Коста Кофе – в общем, структуры, приближенные к бывшему директору аэропорта Борисполь.
Возможно, пройдет структура, которая в 2012 году выиграла тендер на питание пассажиров в бизнес-зале терминала «В» (внутренние рейсы) стоимостью 1,7 млн. грн. (вопреки закону о госзакупках на сайте «ВДЗ» не опубликован протокол вскрытия предложений, в котором приведены данные о стоимости конкурентных предложений), а в 2008-2010 годах выиграла подряды на питание в «Борисполе» минимум на 19,3 млн. грн.
Это – все. Но ни у кого нет так хорошо выполненного пункта №1. А коль он у нас есть, ты нужно выполнить еще одно, последнее, условие.
В-пятых, «удобрив» ФГУ, никогда не забывайте, главную дающую доступ к золотой жиле руку
«Сегодня мы, благодаря помощи Кабинету Министров, – говорил Антон Волов после первичного вхождения Do&Co в «Борисполь» в качестве пока «мобильного кормильца», – сделали еще один шаг к европейскому уровню обслуживания наших пассажиров». Теперь Волов в Мининфраструктуре, и если эта схема всплывет не в СМИ, а в прокуратуре (что сомнительно, учитывая пункт №1), то недавно назначенный гендиректор Алексей Качанов имеет право лишь развести руками: он «не при делах».
Правда, ФГИ на 13 августа с.г. назначил еще один тендер по помещениям терминала «D» «Борисполя» общей площадью 1515,6 кв. метра. И снова все эксперты единодушны: условия еще жестче для гипотетических конкурентов и еще более лояльны к «До Энд Ко Киев». Но вряд ли и это навредит Качанову.
Так что бизнес того, кто внимательно ознакомится с этой инструкцией, будет процветать в Украине вне зависимости – украинский это инвестор или зарубежный. В Украине любой зарубежный капитал будет играть по скрытым украинским законам или будет вне игры вообще, априори.
А что касается международного аэропорта «Борисполь», то, уважаемые господа капиталисты, бизнесмены и инвесторы, вам туда дорога закрыта. Вы что, думаете, этим примером мы иллюстрировали бизнес по-украински чисто, так сказать, теоретически?
Увы, там уже все завершено, не дожидаясь объявления результатов конкурсов 12 и 13 августа с.г. Как говорил герой фильма «Тот самый Мюнхаузен», это не просто правда, – так оно и есть на самом деле.
Какой-нибудь зарубежный бизнесмен, почитав эти «вредные советы», захочет побежать в полицию. Экономист подсчитает миллионные (в долларах) суммы, которые недополучит (и уже недополучает госбюджет) в виде налогов. Потому «своих» и лоббируют, что они «отблагодарят» – за счет бюджета же, скрыв прибыль, отмыв кэш, недоплатив (или вообще не заплатив) за аренду.
Конечно, иностранцу не понять, почему мошенническую схему крышуют ГОСУДАРСТВЕННЫЕ институции: Минюст – юридическими гарантиями, Мининфраструктуры – наработкой лояльных лишь к заведомой мошеннической структуре условий тендера, ФГИ – рабским выполнением спущенных из министерства рекомендаций. И никому не нужно, чтобы в аэропорт, претендующий на званием хаба, пришли толковые инвесторы, которые дадут больше – бюджету и лучше – пассажиру.
Зато желающие применить наши рекомендации на практике должны помнить: невыполнение хотя бы одного пункта (особенно – пп. №1 и №2) грозит применением к вам статьи УК, карающей за хищение государственной собственности в особо крупных размерах.
P.S. А вот желающим жить в цивилизованной Украине ничего не остается, как обратиться к министру инфраструктуры Владимиру Козаку, главе ФГИ Александру Рябченко, новому гендиректору аэропорта «Борисполь» Алексею Качанову: товарищи, пора блюсти государственные интересы! Главным критерием в конкурсе должна быть выгода государства от деятельности пришедшего инвестора, а не то, сколько красивых флаеров в аэропортах мира развесил протаскиваемый за уши, но обещающий личную выгоду всем заинтересованным сторонам субъект.
sled.net.ua
e-finance.com.ua