Компания Toyota Motor Corp. стремится исправить ситуацию в Латинской Америке в попытке наверстать упущенное после нескольких десятилетий пренебрежения этим регионом, в результате которого японский автомобильный гигант попал в чрезвычайно невыгодное положение на бурно развивающемся рынке.
Крупнейший автопроизводитель в мире все еще числится среди неудачников в Латинской Америке и не входит даже в пятерку лидеров в Бразилии, которая теперь является четвертым по величине автомобильным рынком. Однако возобновившийся интерес к этому рынку побудил Toyota влить в него больше ресурсов.
Также появились признаки того, что изменение зарубежной структуры управления Toyota делает компанию более гибкой в вопросе адаптации линейки автомобилей к местным нуждам, что является важным фактором, если она хочет значительно расширить свое присутствие на рынке.
"Мы играем в салки и догоняем очень быстро, - рассказал Стив Анджело, генеральный директор латиноамериканских и карибских операций Toyota, в интервью The Wall Street Journal. – Теперь мы обладаем достаточными ресурсами, чтобы уделить этому региону необходимое и заслуженное внимание".
По иронии судьбы, в Бразилии располагался самый первый зарубежный завод Toyota, который она построила в 1958 году в своей первой заграничной экспансии. Однако спустя более полувека бизнес компании в этом регионе увядает, поскольку Toyota сфокусировала ресурсы на более сильных рынках вроде США, Китая и Японии.
В Бразилии рыночная доля Toyota в первые семь месяцев этого года составила примерно 4,5%. С этим показателем автопроизводитель занимает шестое место, отставая от Fiat S.p.A., Volkswagen AG и General Motors Co., которые в совокупности контролируют около 60% рынка.
Г-н Анджело не указал конкретный целевой показатель продаж, однако сказал, что способность Toyota войти в четверку крупнейших автопроизводителей в Латинской Америке к концу этого десятилетия может быть "оправданной целью".
Чтобы отвоевать рыночную долю Toyota почти удвоила местное производство в этом году с момента открытия нового завода стоимостью 600 млн долларов в прошлом сентябре. Японский автопроизводитель планирует потратить еще 1 млрд реалов (410 млн долларов) на постройку завода по производству двигателей, который, как ожидается, будет введен в эксплуатацию ко второй половине 2015 года.
В прошлом году Toyota продала в Латинской Америке 321 000 автомобилей, тогда как общий размер рынка удвоился с 2005 года до 6,12 млн автомобилей.
Однако продажи Toyota в Бразилии в первые семь месяцев этого года подскочили более чем на 75% до 97 957 автомобилей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В основном это связано с началом продаж Etios, небольшого автомобиля начального уровня, который выпускается на новом заводе в Сорокабе и поступил на рынок в прошлом сентябре.
Модель Etios заполняет огромный пробел в ограниченной линейке Toyota в Латинской Америке. До ее выхода лишь 9% местного ассортимента Toyota выпадало на долю ключевого сегмента небольших бюджетных автомобилей, которые составляют треть продаж в регионе. Рыночная доля Toyota в этом сегменте в 2010 году составляла лишь 1,2%.
Еще один признак намерений Toyota – назначение на должность члена совета директоров Марка Хогана, бывшего руководителя GM, который работал в Бразилии в 1990-е годы. Президент Toyota Акио Тойода специально поручил Хогану проконсультировать компанию по вопросам латиноамериканских операций.
"Бразилия была практически отброшенным рынком, который руководители Toyota даже не потрудились посетить, - отметил Такаки Наканиси, основатель Nakanishi Research Institute, специализирующейся на исследовании автомобильной промышленности. – Однако теперь этот рынок стал стратегически важным для них", поскольку недавние проблемы двух крупнейших в мире автопроизводителей подчеркнули потребности Toyota в противодействии слабым местам с помощью увеличения инвестиций в другие развивающиеся рынки. Массовые отзывы автомобилей в США в 2010 году значительно отразились на продажах Toyota, а политическая напряженность с Китаем в прошлом году оказали сильнейшее давление на продажи компании на крупнейшем автомобильном рынке в мире.
Однако, по словам Наканиси, Toyota будет сложно конкурировать с доминирующими игроками вроде Fiat, Volkswagen и GM. В отличие от Toyota, они терпеливо закладывали основу для своих цепочек поставок в течение многих лет. Это особенно важно для того, чтобы проникнуть на автомобильный рынок Бразилии, где производство и дистрибуция бюджетных автомашин стоит немалых денег.
Как сообщил Анджело, следующий шаг будет заключаться в расширении портфеля автомобилей начального уровня Toyota с помощью вывода на рынок нестандартных версий Etios, к примеру, более спортивного или семейного варианта. По его словам, компания рассмотрит возможность постройки дополнительных заводов или расширения действующих мощностей в зависимости от реакции рынка, и в то же время будет стараться избегать чрезмерной экспансии, которая сделала Toyota уязвимой перед глобальной рецессией.
"Я никогда, никогда не хочу подвергаться критике о том, что мы растем слишком быстро. Клиенты будут определять темпы нашего роста", - добавил он.
Назначение Анджело подчеркивает растущий интерес Toyota к Латинской Америке. Ранее в этом году Тойода реорганизовал зарубежную структуру управления, впервые поставив неяпонских руководителей на позиции высокого ранга в попытке предоставить больше власти главам региональных подразделений, чтобы ускорить процесс принятия решений на местах.
Разница уже заметна, указал Анджело, который ранее возглавлял североамериканскую производственную группу Toyota в Кентукки. Как прокомментировал Анджело, больше независимости позволило ему оперативно внедрить производственные изменения, чтобы удовлетворить местные вкусы более быстрыми темпами, чем раньше.
"Это замечательно, что мы внедрили эти изменения в первый же год производства. Нам не пришлось проделывать кучу канцелярской работы и просить разрешения у японского руководства. Мы знали, что это как раз то, что надо потребителю, и приняли быстрые меры", - добавил Анджело.
Инф. maanimo.com
e-finance.com.ua