• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Нефтяная биржа в России: Urals дороже не станет
    2006-05-19 14:02:00

    Планы правительства организовать в России биржевую торговлю нефтью и нефтепродуктами вызывают немало вопросов. Например, каким образом учреждение такой биржи поможет сократить увеличивающийся разрыв в ценах на российскую нефть марки Urals и европейскую марки Brent ? И какое именно сырье российские компании будут на этой бирже продавать?

    Если обратиться к мировому опыту, то ни Саудовская Аравия, ни Норвегия, ни Венесуэла, то есть страны, составляющие вместе с Россией пятерку крупнейших производителей нефти, собственных нефтяных бирж не создают. А планы Ирана открыть такую биржу, где сырье будет продаваться за евро, а не за доллары, как повсеместно, международные эксперты отрасли считают скорее политическим, нежели экономическим решением.

    По словам аналитика международного рейтингового агентства Standard & Poor's Елены Ананькиной, биржа - это место, где покупатель встречается с продавцом.

    «Такие биржи создаются, скорее, в крупных финансовых и торговых центрах, чем в регионах добычи. Традиционно торговля нефтью сосредоточена ближе либо к конечному потребителю, либо к крупным транспортным узлам, например, к морским портам».

    По мнению аналитика инвестиционной компании «Проспект» Дмитрия Мангилева, нефтяные биржи создавались, безусловно, как институт покупателя: «Основные потребители обладали большей финансовой мощью, нежели производители нефти. В принципе, это и сейчас сохраняется».

    90% всей нефтяной отрасли России приходится на долю крупных вертикально интегрированных компаний. Они сами и добывают нефть, и перерабатывают ее, и продают готовый бензин. Но если так, то какую именно нефть они могут продавать на будущей бирже? «Вертикально интегрированные нефтяные компании в России иногда обмениваются друг с другом нефтью. Например, если так выгоднее с точки зрения логистики, - говорит Елена Ананькина. - Кроме того, есть несбалансированные вертикально интегрированные компании. Например, у "Роснефти" добыча намного больше, чем переработка. А у "Башнефти" или "ЮКОС", наоборот, перерабатывающие мощности большие, а добыча меньше. Некая торговля на внутреннем рынке все-таки происходит. Но, конечно, её объем совсем невелик».

    Есть еще экспортная нефть и можно ожидать, что именно ее могут сделать сугубо биржевым товаром. Скажем, запретят российским компаниям продавать нефть на экспорт иначе, чем только через биржу и только за рубли.

    По словам Дмитрия Мангилева, в случае, если подобная «рублевая» биржа будет создана, и другой возможности экспорта нефти просто не оставят, вполне вероятно, что Европа будет вынуждена закупать большие объемы сырья на этой бирже: «Вопрос в том, насколько это выгодно самой России? Ведь европейским покупателям придется закупать большой объем рублей. Условно говоря, Россия окажется без собственной валюты, то есть оборот средств внутри страны будет очень сильно ограничен. Поэтому, на мой взгляд, такой вариант просто маловероятен».

    Если продавать через биржу в России нефть на экспорт, кто и как ее будет транспортировать, спрашивает Елена Ананькина. «Графики трубопроводной транспортировки устанавливаются сейчас на три месяца. "Труба" принадлежит государственной компании "Транснефть" и подпадает под действие закона "О естественных монополиях". Соответственно, к ней должны обеспечивать равный доступ всем. Торговля экспортируемой нефтью должна была бы осуществляться при совершенно другой системе регулирования транспортировки».

    Почтиина добываемой сегодня в мире нефти потребляется всего тремя странами - США, Китаем и Японией. Они - крупнейшие покупатели на этом рынке, но покупают не российскую, а ближневосточную, южноамериканскую и африканскую нефть.

    «Готовы ли они покупать российскую нефть? – задается вопросом Дмитрий Мангилев, - По всей видимости, да. Но здесь в основном - вопрос логистики. Дело в том, что сегодня нет возможности поставлять российскую нефть по экономически обоснованным маршрутам ни в одну из этих стран. И вряд ли в обозримом будущем это положение как-то изменится, за исключением разве что стран Азиатско-Тихоокеанского региона, куда, вероятно, будет все же построен Восточный нефтепровод».

    Что касается Европы, считает эксперт, то доля российской нефти в общем объеме ее потребления составляет примерно 20%, а в некоторых странах – даже 50%. Теоретически Европа может обойтись без российской нефти, но тогда её придется больше закупать на Ближнем Востоке, что, безусловно, вызовет очередной рост цен на это сырье, говорит Мангилев.

    Нынешний разрыв в ценах на Urals и Brent на международных рынках обусловлен, в первую очередь, природным качеством российской нефти. Она просто менее чистая, чем североморская, с большим количеством примесей. А спрос в мире растет сегодня именно на чистые, более легкие сорта. Нефть разного качества просто не может стоить одинаково, напоминают эксперты.

    «Большинство нефтеперерабатывающих заводов во всем мире, - говорит Елена Ананькина, - строились в расчете под нефть с низким содержанием серы. Поэтому переработка на них сернистой и сравнительно тяжелой российской нефти оказывается дороже или требует больших инвестиций. С другой стороны, само предложение российской нефти на международном рынке за последние годы значительно увеличилось».

    «Разрыв в ценах лишь увеличивается, - добавляет Дмитрий Мангилев. - Возможно, при сокращении предложения российской нефти на европейском рынке этот разрыв и сократится, но в целом объяснить оптимистичные прогнозы чиновников по этой проблеме, на мой взгляд, сложно».

    Сергей Сенинский

    Инф. svobodanews

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.