Томительно долгий подготовительный период к возможному поглощению европейской корпорации Arcelor группой Mittal Steel, наконец, завершился. На прошлой неделе транснациональный холдинг Лакшми Миттала, не дожидаясь последней отмашки со стороны Европейской комиссии по конкуренции, официально начал скупку акций Arcelor в течение разрешенного законом периода, который продлится до 29 июня.
При этом, в первый же день после подачи предложения Mittal Steel повысила цену на акции Arcelor примерно на треть, доведя общую стоимость корпорации до 25,8 млрд. евро. Для владельцев ценных бумаг Arcelor открыты два варианта: получить часть суммы (немногим менее 30%) наличными, а остальное — акциями Mittal Steel, или же провести обмен одних акций на другие без привлечения наличных. Кроме того, Лакшми Миттал заявил, что готов отказаться от контроля над объединенной корпорацией, хотя ранее наотрез отказывался уменьшать свою личную долю до менее 50,4%.
Специалисты называют этот шаг весьма серьезной заявкой со стороны Mittal Steel, однако отмечают, что ее шансы на успех все же не слишком высоки. Прежде всего, цена, предложенная Митталом, едва перекрывает рыночную стоимость акций Arcelor на момент объявления об их скупке (сейчас торговля ими на бирже временно приостановлена). Кроме того, Mittal Steel, по мнению некоторых аналитиков, все же поскупилась на наличные. Наконец, Arcelor одновременно объявила о проведении обратной скупки 150 млн. своих акций по цене 50 евро за каждую, что более чем на треть превышает сумму, объявленную Mittal Steel.
Тем не менее, считать дело Mittal Steel заранее обреченным на неудачу все же не стоит, так что специалисты не исключают варианта, при котором в мировой металлургической отрасли появится гигант с объемом производства порядка 100 млн. тонн в год. По крайней мере, корпорация Thyssen Krupp объявила о старте сразу двух крупных проектов строительства новых заводов. Первый из них, уже получивший одобрение наблюдательного совета, предусматривает строительство в Бразилии комбината Companhia Siderurgica do Atlantico мощностью 5 млн. тонн слябов в год. Поставки сырья на это предприятие, очевидно, будут определяться партнерским соглашением Thyssen Krupp с бразильской компанией CVRD, крупнейшим в мире производителем железной руды.
Около 2 млн. тонн слябов с этого предприятия, которое должно войти в строй в начале 2009 года, будут отправляться на заводы Thyssen Krupp в Европе, остальное предусматривается экспортировать в США, где германская компания намерена построить комбинат по выпуску листовой стали (в том числе, с покрытием) на 4,5 млн. тонн в год. Если этот проект будет ободрен, он станет самой крупной новостройкой в металлургической отрасли США, по меньшей мере, за последние 10 лет.
А может, хватит?
Обстановка на мировом рынке продолжает оставаться неизменной: цены растут практически на все виды стальной продукции под влиянием высокого спроса, все еще низкого уровня запасов, а также стремления всех без исключения производителей переложить на конечного потребителя увеличивающиеся затраты на энергоносители, фрахт, сырье, а заодно и снизившийся курс доллара. Тем не менее, хотя большинство специалистов считают, что максимальная точка подъема будет достигнута только в третьем квартале, кое-где потребители уже начинают сопротивляться новым скачкам.
Так, например, ведущие японские автомобильные корпорации крайне жестко отреагировали на желание местных сталелитейных компаний повысить стоимость листовой стали всего на 5-10%. Как отмечают автогиганты, в последнее время дорожает отнюдь не только стальная продукция, так что их затраты уже дошли до нестерпимо высокого уровня, за которым начинается потеря конкурентоспособности на мировом авторынке.
Однако стоимость плоского проката в Азии, было приостановившая свой рост в начале мая, снова устойчиво идет вверх. Стоимость горячекатаных рулонов от большинства поставщиков дошла до 530-560 долларов за тонну C&F, а китайские компании запрашивают у покупателей уже более 550 долларов за тонну FOB с поставкой в июне. В регионе появились в продаже бразильские слябы по 520 долларов за тонну C&F, хотя стоимость полуфабрикатов из Китая и СНГ пока что остается в интервале 460-480 долларов за тонн C&F и то считается несколько завышенной. В целом российские и украинские слябы предлагаются по довольно низкой цене — 400-430 долларов за тонну FOB, и только при поставках в США могут достигать 480 долларов за тонну FOB. Холоднокатаные рулоны из-за падения объемов китайского импорта в этом году пользуются в Азии меньшим спросом и котируются в интервале всего 620-680 долларов за тонну C&F.
В Европе и на Ближнем Востоке недовольство проявляют потребители длинномерного проката, особенно отмечая попытки турецких производителей арматуры задрать цены до 540 долларов за тонну FOB. По их мнению, для Персидского залива и юга Европы приемлемыми были бы цены порядка 500 долларов за тонну FOB. Многие клиенты указывают, что в случае дальнейшего роста цен они переключатся на закупки намного более дешевой продукции из Украины и России, где арматура до сих пор может стоить 420-440 долларов за тонну FOB, а заготовки котируются по 390-410 долларов за тонну FOB.
Впрочем, как считают рыночные аналитики, продолжение роста цен на сырье и высокая активность в строительной отрасли помогут поставщикам конструкционной стали не только удержать цены на достигнутом уровне, но и продолжить их повышение в обозримом будущем.
Прорыв на железорудном фронте
Многомесячный марафон переговоров по заключению контрактов на поставки железорудного сырья в текущем финансовом году, наконец, приблизился к завершению. В начале прошлой недели бразильская корпорация CVRD, крупнейший в мире экспортер железной руды, подписала первое соглашение с германской металлургической компанией Thyssen Krupp. В соответствии с его условиями стоимость железорудной мелочи повышается на 19% по сравнению с прошлым годом. Это несколько больше, чем предполагали аналитики, ожидавшие подорожания сырья на 10-15%, но меньше 24,6%, на которых изначально настаивала CVRD . Кроме того, бразильская компания согласилась на 3%-ное снижение стоимости окатышей.
Китайские компании, которые ранее сами стремились первыми заключить базовое соглашение о поставках руды, встретили сообщение о контракте CVRD с Thyssen Krupp в штыки. По словам представителей корпорации Baosteel, представляющей интересы китайской металлургической отрасли на переговорах с экспортерами руды, оно не может считаться базовым, так как CVRD и Thyssen Krupp являются партнерами в слябовом проекте, да и вообще, относится к Европе и не должно иметь отношение к азиатскому рынку, где ситуация, якобы, совсем иная.
Что же, вскоре китайцам были продемонстрированы и примеры азиатских сделок. Та же CVRD заключила на аналогичных условиях контракт с корейской компанией Posco, а австралийская Rio Tinto, еще один крупный экспортер руды, — с консорциумом японских сталелитейных корпораций. Тем не менее, китайцы пока отказываются последовать примеру коллег из других стран, заявляя, что новое повышение цен на руду, да еще в таком объеме, негативно скажется на их рентабельности. Правда, следует отметить, что ранее условия первого заключенного контракта на мировом рынке железной руды становились базовыми для всех остальных участников. Если китайцы сумеют выторговать себе менее существенный подъем цен, они создадут важный прецедент.
На средиземноморском рынке металлолома, тем временем, произошел подъем цен. Европейские трейдеры в связи с ростом курса евро сократили поставки за пределы ЕС, что привело к созданию дефицита. Турецким компаниям, нуждающимся в настоящее время в приобретении сырья, приходится теперь платить до 280 долларов за тонну C&F за материал HMS №1 из Западной Европы или же искать 3А из СНГ по 270-275 долларов за тонну C&F, причем, российские и украинские поставки из-за сокращения сборов лома в этих странах тоже трудно назвать изобильными.
Инф. ukrrudprom