Власти Киева хотят пополнить бюджет столицы за счет собственников летних площадок возле кафе и ресторанов, обязав их, как и владельцев киосков и передвижных торговых точек, перечислять паевые взносы на содержание объектов благоустройства. Соответствующий проект распоряжения КГГА планируется утвердить в ближайшее время. Хотя в Госкомпредпринимательства уверяют, что чиновники вообще не вправе требовать от собственников временных сооружений платить “дань” в городскую казну.
Старая новая схема
Департамент промышленности и развития предпринимательства КГГА разработал проект Порядка определения размера паевого взноса владельцев временных сооружений (ВС) в содержание объектов благоустройства Киева. Интересно, что на сайте КГГА размещены два документа с одинаковым названием: проект решения Киеврады, датированный 13 сентября прошлого года, и распоряжение КГГА от 30 декабря.
“Посчитав, что шансы протащить новый Порядок через сессию ничтожно малы, столичные власти решили подстраховаться и обнародовали проект распоряжения КГГА. Месячный срок обсуждения этого документа истек, и он может быть подписан со дня на день”, — сообщил “ДС” источник в Киевраде.
До последнего времени уплата взносов была обязательным условием выдачи разрешительной документации на размещение киосков и автокофеен. Теперь чиновники хотят брать деньги еще и с летних площадок возле заведений общепита. Увеличится и количество документов, которые должны предоставить коммерсанты.
Ранее не делалось разницы между оформлением договоров паевого участия для стационарных киосков и передвижных временных сооружений (автомагазинов, мобильных кофеен, автоцистерн и пр.). Теперь собственников торговых точек на колесах обяжут дополнительно предъявлять разрешения из ГАИ и СЭС. Рестораторам придется собрать с десяток различных документов.
Судьбу киосков и автомагазинов будет решать коммунальное предприятие “Свиточ“: в течение 10 дней его сотрудники проверят представленную коммерсантами информацию, затем будет подписан договор о паевом участии в содержании объектов благоустройства. С рестораторами аналогичный договор будет заключать департамент промышленности и развития предпринимательства КГГА.
Формула определения размера паевого участия осталась прежней: площадь временного сооружения помноженная на среднюю базовую стоимость “квадрата” земли (385,8 грн./кв. м), коэффициент функционального назначения группы товаров (от 0,1 для киосков прессы до 2 для продавцов пива, сигарет и ювелирных украшений) и на зональный коэффициент (от 0,7 до 1,7 по мере приближения к центру города).
В среднем взнос за киоск или автокофейню составит 8–12 тыс. грн. в год, а за летнюю площадку возле кафе или ресторана — в два-три раза больше.
После того как предприниматель полностью уплатит паевой взнос, он получит справку о функциональном назначении временного сооружения.
Именно этот документ будет решающим при заключении договора аренды участка с КП “Свиточ”, которое получит монопольное право устанавливать и содержать в Киеве временные сооружения.
“Это коммунальное предприятие будет оформлять на себя паспорта привязки временных сооружений, а предприниматели выступят в роли субарендаторов мест под размещение этих объектов. То есть руководство “Свиточа” будет самостоятельно решать, кому и на каких условиях давать в пользование земельные участки под установку МАФов“, — возмущается один из депутатов Киеврады, пожелавший остаться неназванным.
Аналогичная схема работала при Леониде Черновецком: монопольным собственником всех земель под киосками было назначено КП “КИА”.
Правда, тогда курировавший данную сферу заместитель председателя КГГА Денис Басс пошел дальше и предложил владельцам киосков передать конструкции на баланс “КИА” (т. е. подарить), а затем арендовать их у коммунального предприятия по цене, устанавливаемой в зависимости от личных отношений г-на Басса с предпринимателем.
Плата за “крышу”
Опрошенные “ДС” юристы утверждают, что требование киевских властей к владельцам киосков, передвижных торговых точек и летних площадок об уплате паевых взносов является незаконным. Аналогичного мнения придерживается и Госкомпредпринимательства.
“Действующим законодательством не предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по установлению порядков и правил размещения временных сооружений, кроме как во время проведения ярмарок или праздничных мероприятий”, — пояснил “ДС” директор департамента лицензирования и разрешительной системы Госкомпредпринимательства.
По действующим законодательным правилам для установки киоска необходимо получить единственный разрешительный документ — паспорт привязки. Для этого предпринимателю нужно получить положительное решение местных чиновников о соответствии желаемого места расположения временного сооружения строительным нормам.
А затем оформить паспорт привязки в местных органах градостроительства и архитектуры, предоставив всего четыре документа: схему размещения временного сооружения, эскизы фасадов, технические условия подключения к инженерным сетям (при необходимости подключения), а также схему благоустройства прилегающей территории.
В Законе “О благоустройстве населенных пунктов” сказано, что владелец временного сооружения торгового, бытового, социально-культурного и другого назначения обязан обеспечить надлежащее содержание прилегающей территории или может принимать долевое участие в содержании этого объекта благоустройства на условиях договора. Но уплата паевых взносов на благоустройство — право, а не обязанность собственников киосков.
“Схема благоустройства предполагает, что коммерсант берет на себя обязательства проложить к киоску асфальтовую дорожку, разбить на прилегающей территории газон, посадить деревья, установить скамью и т. п. Эти работы можно проводить за свой счет, а можно перечислить деньги в бюджет города, и тогда благоустройством территории займутся коммунальные предприятия”, — объясняет юрист Ассоциации предпринимателей Киева Сергей Маевский.
Такой загадочный документ, как “справка о функциональном назначении временного сооружения”, в действующем законодательстве не упоминается.
Вряд ли столичные власти не понимают, что действуют вразрез законодательству. Отсутствие персональной ответственности чиновников, а тем более депутатов, за утверждение незаконных решений, позволяет и далее получать дополнительные деньги с коммерсантов.
“Плату за “крышу” разделили на нелегальную часть — взятки, которые идут в карманы чиновников, депутатов, милиционеров, прокуроров, и легальную часть — паевой взнос, который поступает в городскую казну”, — говорит заместитель председателя Всеукраинского объединения малого и среднего бизнеса “Фортеця” Виталий Андреев.
Именно поэтому при действующем моратории на размещение в Киеве новых киосков их с каждым годом появляется все больше.
Рэкет по-киевски
Требовать от столичных киоскеров “дань” в городскую казну чиновники начали три года назад. В апреле 2011 г. вступило в силу решение Киеврады №56/5443, которым власть обязала владельцев МАФов оплачивать паевое участие в содержании объектов благоустройства Киева. Инициатор этого нововведения — один из бессменных заместителей главы КГГА Анатолий Голубченко.
Тогда идея введения паевых взносов обосновывалась сложностью с оформлением земли под временными конструкциями: с 2008 г. благодаря изменениям в ст. 134 Земельного кодекса получить надел в собственность или аренду можно только через аукцион. Однако последние семь лет земельные торги в Киеве не проводятся.
Столичные чиновники объясняют это отсутствием законодательной процедуры, но на самом деле им выгодно распределять землю “в ручном режиме”.
Раз уж бюджет Киева не пополняется от проведения земельных аукционов, чиновники КГГА предложили предпринимателям “альтернативу” — платить взнос в благоустройство города, а взамен пообещали считать легальными конструкции, владельцы которых согласятся на “предложение” властей. После перечисления определенной суммы коммерсанты получают справку о функциональном назначении временного сооружения.
“Столичная власть требует с предпринимателей значительные средства, хотя уплата паевых взносов не гарантирует, что киоски не будут снесены, — констатирует народный депутат Украины Ксения Ляпина. — Судя по опыту прошлых лет, от демонтажа МАФов не спасают ни вовремя поданные заявки на оплату паевого участия, ни справка о перечислении денег”.
Неудивительно, что предприниматели крайне неохотно перечисляют деньги в городской бюджет. Чиновники рассчитывали, что захочет легализоваться (а без уплаты паевого взноса этого сделать нельзя) хотя бы половина из 20–25 тыс. работающих в Киеве киосков, вследствие чего столичный бюджет будет ежегодно получать 150–200 млн грн.
Но в течение последних двух лет количество МАФов, за которые их собственники платят городу “дань”, остается неизменным — чуть более 5 тыс.
Более того, уменьшается сумма поступлений — в 2012 г. она составила 51 млн грн., в прошлом году — 44,6 млн грн. “Бизнесмены меняли функциональное назначение своих конструкций: больше заявок подали на непродовольственные товары, а также на бытовое обслуживание, где коэффициент при расчете суммы паевого взноса — 0,5.
Кроме того, запрет торговать в киосках спиртным вылился в существенную потерю денег. Многие из тех, кто в 2012 г. платили 20–24 тыс. грн. в год, в прошлом заплатили всего 3–4 тыс. грн.”, — рассказал “ДС” глава комиссии КГГА по вопросам упорядочивания, размещения и демонтажа временных сооружений на территории Киева Станислав Голубов.
Чиновники обещали, что конструкции коммерсантов, которые согласятся на паевое участие в содержании объектов благоустройства, попадут в Комплексную схему размещения временных сооружений. Экс-глава КГГА Александр Попов в свой последний рабочий день, 13 декабря, подписал распоряжение, утвердившее Комплексную схему.
Согласно документу на столичных улицах останется 6,5 тыс. киосков, 4% из которых совпадает с адресами законно размещенных в столице МАФов. А значит, сразу после утверждения горсоветом Порядка распределения мест в этой схеме законопослушным предпринимателям придется обращаться в КП “Свиточ” (главным инициатором создания этого КП является депутат Киеврады Александр Лищенко, которому приписывают контроль над рынком “Троещина”), чтобы за определенную мзду получить разрешение остаться в этом бизнесе.
Хотя по идее именно этим людям, которые за два года перечислили в бюджет столицы почти 100 млн грн., власть должна была гарантировать места в Комплексной схеме.
“Срок действия разрешительной документации для киосков в Киеве закончился 31 декабря прошлого года”, — заявил недавно директор КП “Киевблагоустройство” Вячеслав Солошенко. То есть предпринимателям, которые исправно платили паевые взносы в бюджет города, придется с нуля оформлять все бумаги, как и их коллегам-нелегалам.
Справка
В Киеве работают не менее 25 тыс. торговых киосков, около 15 тыс. из которых на коммунальной земле, остальные — на арендованных у общины участках вокруг рынков, станций метро и пр. Суммарный годовой оборот столичных киосков достигает 10 млрд грн.
e-finance.com.ua