• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Пер Кауфманн: IKEA планирует строить торговые центры «Мега» в Европе
    2006-05-31 12:01:00

    В конце 1990-х шведская компания IKEA стала первым европейским ритейлером, рискнувшим вложить несколько миллионов долларов в развитие сети магазинов в России. С тех пор IKEA остается главным индикатором стабильности и потенциала российского рынка для западных ритейлеров, планирующих заходить в Россию. Между тем новый генеральный директор компании "ИКЕА Россия и Украина" Пер Кауфманн называет Россию самым приоритетным рынком для глобальной сети IKEA. По его словам, в планах шведов - самая масштабная среди западных ритейлеров экспансию в российские регионы. Мебельные магазины IKEA и торгцентры "Мега" планируется открыть почти в 20 городах. Об этих и других планах Кауфманн рассказал в своем первом интервью российским СМИ корреспонденту "Бизнеса" Сергею Канунникову.

    - Ваши первые впечатления от бизнеса IKEA в России?
    - Это фантастика (смеется)! Я не преувеличиваю. За несколько лет компании удалось сделать здесь очень много. Сегодня российское подразделение IKEA - рекордсмен по темпам роста в нашей глобальной сети. Первый магазин в России был открыт весной 2000 года, а к концу этого их будет уже восемь: три в Московской области, два в Ленобласти, по одному в Казани, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге - и столько же торгцентров "Мега".

    Кроме того, московские IKEA (с учетом торгцентров) - самые посещаемые среди более чем 230 магазинов IKEA в мире ("Мега-Химки" в 2005 году посетило 30 млн человек, "Мега-Теплый Стан" - около 50 млн). На мой взгляд, такие показатели - большое достижение. Особенно если учесть, что большинство западных компаний считают российский рынок сложным.

    - Бизнес IKEA в России чем-то отличается от проектов в Западной Европе?
    - Сегодня покупательская способность большинства россиян ниже, чем у европейцев. Соответственно, средний чек в российской IKEA несколько ниже, чем в Западной Европе. Есть отличия в восприятии концепции IKEA и самой компании.

    В новых странах мы часто слышим примерно такие комментарии покупателей: у вас слишком низкое качество или у вас слишком высокие цены, почему я сам должен вывозить и собирать мебель и даже мы не готовы покупать эту мебель для дома - только для дачи. Российские потребители пока находятсяна этой стадии, сомневаются. Впрочем, нас это не пугает: первые лет пять-десять такая же ситуация была и в некоторых европейских странах, где ИКЕА начала открывать свои магазины.

    - Какое направление развития компании для вас, нового главы IKEA, наиболее приоритетное?
    - Я не могу выделить какой-то один вид деятельности. Все направления: торговля, закупки, строительство и девелопмент- будут развиваться параллельно.

    Мы активно развиваем сотрудничество с российскими поставщиками. Это позволяет нам держать низкие цены, так как из-за высоких ввозных пошлин (в среднем они составляют около 25% на нашу мебель) импортная мебель слишком дорога. Сегодня около 50% всей мебели, которая продается в российских магазинах IKEA, сделано здесь же. Дальше: чем шире сеть магазинов, тем больше объем закупок, а от объема закупок зависят наши цены - чем ниже цены, тем выше продажи, соответственно, нужны новые закупки. Все взаимосвязано.

    Активная экспансия в регионы также является одним из наших приоритетов.

    - А приоритетность России и Украины для вас различна?
    - Замечу, что пока IKEA активно развивается только в России. Мы очень заинтересованы в развитии и магазинов, и комплексов "Мега" на Украине, но пока не получили разрешение на строительство первого магазина в Киеве.

    О приоритетности рынков скажу так: пока российский офис компании будет координировать деятельность IKEA в России и на Украине. Но в будущем ситуация может измениться. Все будет зависеть от того, насколько динамичным окажется развитие на Украине.

    Если все пойдет хорошо, Украина может стать самостоятельной страной в системе IKEA.

    - В своем первом выступлении в качестве главы IKEA вы сказали, что 2006 год будет первым прибыльным в истории IKEA в России. Предыдущие шесть лет были неудачными?
    - Напротив, успешными были все годы работы IKEA в России, достаточно взглянуть на нашу географию и посещаемость магазинов. Я имел в виду другое. Существует мнение, что, поскольку у IKEA уже довольно много магазинов в России, большой трафик и хорошие продажи, соответственно, она должна быть очень прибыльной компанией. На самом же деле мы пока работаем без прибыли. С 2000 года и по сегодняшний день у IKEA в России период активных инвестиций: мы инвестировали в Россию около $2 млрд, а это больше, чем мы заработали.

    - Шесть лет работы в минус- это обычное дело для IKEA?
    - Безусловно, шесть лет- это довольно длительный период.

    В других европейских странах период выхода на прибыль существенно короче. Но, повторю, сейчас мы активно инвестируем в Россию. Сегодня на повестке дня - экспансия IKEA и "Меги" еще в 12 регионов. Естественно, чем больше сейчас вкладываем, тем на более дальний срок отсрочиваем получение первой прибыли, так как все, что зарабатывается, направляется в новые проекты. Если бы мы считали ситуацию неприемлемой, мы бы не продолжали инвестиции в Россию.

    - Ваш предшественник Леннарт Дальгрен неоднократно в открытую обвинял российских чиновников в коррупции. Ваша позиция иная?
    - В этом вопросе не столь важна позиция отдельных менеджеров, сколько позиция компании в целом. А она такова: никогда не давать взяток.

    Я не считаю, что в России существует какая-то особенная коррупция. Это явление характерно для многих развивающихся стран. Период, который сейчас переживает Россия, проходят все: рынок бурно растет, и в какой-то момент законодательство начинает отставать от динамично изменяющейся реальности. А пока происходит процесс формирования нового законодательства, у некоторых чиновников возникает использовать появившиеся зазоры в свою пользу. В России отставание закона от реальности больше, чем в большинстве стран, потому что страна развивается огромными темпами. Для нас эффективное решение той или иной проблемы - это вопрос поиска "правильного" человека. За шесть лет мы встречали немало профессиональных чиновников, которые помогали нам без каких бы то ни было взяток, руководствуясь интересами своего региона.

    - В отличие от других европейских стран в России IKEA занялась девелопментом. На ваш взгляд, насколько это было оправданно?
    - Строительство "Меги" было совершенно оправданным, и вот почему. В ряде стран мы сталкивались со стандартной ситуацией. IKEA открывает магазин где-то за городом. Через полтора-два года район, где расположен наш магазин, становится популярным у покупателей. Другиеритейлеры, поняв преимущества расположения рядом с нами, начинают скупать под свои проекты землю вокруг. Постепенно район вокруг IKEA превращается в огромное торговое пространство. В России мы решили обратить этот опыт в свою пользу. Владея крупными земельными участками с магазинами IKEA в центре, мы могли либо продать ее по частям другим операторам, либо самим построить на них торговые центры.

    Второй вариант показался нам более предпочтительным. В начале 2000-х годов в Москве не было крупных торговых центров, поэтому мы решили, что эффективней самим построить торговый комплекс и управлять им. Так что решение открывать торгцентры "Мега" было вполне закономерным.

    Скажу больше, формат "Меги", созданный специально для России и существующий только здесь, мы хотели бы перенести и в другие страны, в том числе в Западную Европу.

    Настолько он оказался удачным. Если удастся найти подходящие земельные участки во Франции, Италии или Испании, "Меги" могут быть построены и там.

    - Но "Мега" - это еще не все.

    Недавно вы объявили, что IKEA займется строительством офисов. Не слишком много девелоперских проектов для ритейлера?
    - С этим проектом была похожая ситуация: мы приобрели землю на Ленинградском шоссе, на противоположной от "Мега-Химки" стороне. Долго думали, как эффективно развивать этот участок. Строить через дорогу еще один торговый комплекс не было смысла.

    А так как в Москве сейчас высок спрос на офисные площади, мы решили, что разумно будет построить бизнес-парк.

    Планируется, что бизнес-парк IKEA будет состоять из шести офисных башен общей площадью около 100 тыс. кв. м. Инвестиции в этот проект составят примерно $150 млн. Однако я бы не назвал это направление деятельности нашим приоритетом в будущем. Не исключаю, что в ходе реализации проекта мы можем внести в него изменения.

    - Планируете ли еще создавать совместные предприятия в России, аналогичные проекту "IKEA Белая дача"?
    - Нет, ни в России, ни где бы то ни было в мире. Совместные предприятия не наш формат.

    В истории компании было всего два таких примера: в Бельгии и в России. Мы считали очень перспективным открытие IKEA в юго-восточной части МКАД.

    СП было единственным способом построить там свой магазин. В результате альянса мы смогли реализовать свои планы: магазин IKEA на 100% принадлежит нам, а центром "Мега" будем владеть вместе с "Белой дачей". Но больше подобных планов у нас нет.

    Инф. b-online

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.