В конце 1990-х шведская компания IKEA стала первым европейским ритейлером, рискнувшим вложить несколько миллионов долларов в развитие сети магазинов в России. С тех пор IKEA остается главным индикатором стабильности и потенциала российского рынка для западных ритейлеров, планирующих заходить в Россию. Между тем новый генеральный директор компании "ИКЕА Россия и Украина" Пер Кауфманн называет Россию самым приоритетным рынком для глобальной сети IKEA. По его словам, в планах шведов - самая масштабная среди западных ритейлеров экспансию в российские регионы. Мебельные магазины IKEA и торгцентры "Мега" планируется открыть почти в 20 городах. Об этих и других планах Кауфманн рассказал в своем первом интервью российским СМИ корреспонденту "Бизнеса" Сергею Канунникову.
- Ваши первые впечатления от бизнеса IKEA в России?
- Это фантастика (смеется)! Я не преувеличиваю. За несколько лет компании удалось сделать здесь очень много. Сегодня российское подразделение IKEA - рекордсмен по темпам роста в нашей глобальной сети. Первый магазин в России был открыт весной 2000 года, а к концу этого их будет уже восемь: три в Московской области, два в Ленобласти, по одному в Казани, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге - и столько же торгцентров "Мега".
Кроме того, московские IKEA (с учетом торгцентров) - самые посещаемые среди более чем 230 магазинов IKEA в мире ("Мега-Химки" в 2005 году посетило 30 млн человек, "Мега-Теплый Стан" - около 50 млн). На мой взгляд, такие показатели - большое достижение. Особенно если учесть, что большинство западных компаний считают российский рынок сложным.
- Бизнес IKEA в России чем-то отличается от проектов в Западной Европе?
- Сегодня покупательская способность большинства россиян ниже, чем у европейцев. Соответственно, средний чек в российской IKEA несколько ниже, чем в Западной Европе. Есть отличия в восприятии концепции IKEA и самой компании.
В новых странах мы часто слышим примерно такие комментарии покупателей: у вас слишком низкое качество или у вас слишком высокие цены, почему я сам должен вывозить и собирать мебель и даже мы не готовы покупать эту мебель для дома - только для дачи. Российские потребители пока находятсяна этой стадии, сомневаются. Впрочем, нас это не пугает: первые лет пять-десять такая же ситуация была и в некоторых европейских странах, где ИКЕА начала открывать свои магазины.
- Какое направление развития компании для вас, нового главы IKEA, наиболее приоритетное?
- Я не могу выделить какой-то один вид деятельности. Все направления: торговля, закупки, строительство и девелопмент- будут развиваться параллельно.
Мы активно развиваем сотрудничество с российскими поставщиками. Это позволяет нам держать низкие цены, так как из-за высоких ввозных пошлин (в среднем они составляют около 25% на нашу мебель) импортная мебель слишком дорога. Сегодня около 50% всей мебели, которая продается в российских магазинах IKEA, сделано здесь же. Дальше: чем шире сеть магазинов, тем больше объем закупок, а от объема закупок зависят наши цены - чем ниже цены, тем выше продажи, соответственно, нужны новые закупки. Все взаимосвязано.
Активная экспансия в регионы также является одним из наших приоритетов.
- А приоритетность России и Украины для вас различна?
- Замечу, что пока IKEA активно развивается только в России. Мы очень заинтересованы в развитии и магазинов, и комплексов "Мега" на Украине, но пока не получили разрешение на строительство первого магазина в Киеве.
О приоритетности рынков скажу так: пока российский офис компании будет координировать деятельность IKEA в России и на Украине. Но в будущем ситуация может измениться. Все будет зависеть от того, насколько динамичным окажется развитие на Украине.
Если все пойдет хорошо, Украина может стать самостоятельной страной в системе IKEA.
- В своем первом выступлении в качестве главы IKEA вы сказали, что 2006 год будет первым прибыльным в истории IKEA в России. Предыдущие шесть лет были неудачными?
- Напротив, успешными были все годы работы IKEA в России, достаточно взглянуть на нашу географию и посещаемость магазинов. Я имел в виду другое. Существует мнение, что, поскольку у IKEA уже довольно много магазинов в России, большой трафик и хорошие продажи, соответственно, она должна быть очень прибыльной компанией. На самом же деле мы пока работаем без прибыли. С 2000 года и по сегодняшний день у IKEA в России период активных инвестиций: мы инвестировали в Россию около $2 млрд, а это больше, чем мы заработали.
- Шесть лет работы в минус- это обычное дело для IKEA?
- Безусловно, шесть лет- это довольно длительный период.
В других европейских странах период выхода на прибыль существенно короче. Но, повторю, сейчас мы активно инвестируем в Россию. Сегодня на повестке дня - экспансия IKEA и "Меги" еще в 12 регионов. Естественно, чем больше сейчас вкладываем, тем на более дальний срок отсрочиваем получение первой прибыли, так как все, что зарабатывается, направляется в новые проекты. Если бы мы считали ситуацию неприемлемой, мы бы не продолжали инвестиции в Россию.
- Ваш предшественник Леннарт Дальгрен неоднократно в открытую обвинял российских чиновников в коррупции. Ваша позиция иная?
- В этом вопросе не столь важна позиция отдельных менеджеров, сколько позиция компании в целом. А она такова: никогда не давать взяток.
Я не считаю, что в России существует какая-то особенная коррупция. Это явление характерно для многих развивающихся стран. Период, который сейчас переживает Россия, проходят все: рынок бурно растет, и в какой-то момент законодательство начинает отставать от динамично изменяющейся реальности. А пока происходит процесс формирования нового законодательства, у некоторых чиновников возникает использовать появившиеся зазоры в свою пользу. В России отставание закона от реальности больше, чем в большинстве стран, потому что страна развивается огромными темпами. Для нас эффективное решение той или иной проблемы - это вопрос поиска "правильного" человека. За шесть лет мы встречали немало профессиональных чиновников, которые помогали нам без каких бы то ни было взяток, руководствуясь интересами своего региона.
- В отличие от других европейских стран в России IKEA занялась девелопментом. На ваш взгляд, насколько это было оправданно?
- Строительство "Меги" было совершенно оправданным, и вот почему. В ряде стран мы сталкивались со стандартной ситуацией. IKEA открывает магазин где-то за городом. Через полтора-два года район, где расположен наш магазин, становится популярным у покупателей. Другиеритейлеры, поняв преимущества расположения рядом с нами, начинают скупать под свои проекты землю вокруг. Постепенно район вокруг IKEA превращается в огромное торговое пространство. В России мы решили обратить этот опыт в свою пользу. Владея крупными земельными участками с магазинами IKEA в центре, мы могли либо продать ее по частям другим операторам, либо самим построить на них торговые центры.
Второй вариант показался нам более предпочтительным. В начале 2000-х годов в Москве не было крупных торговых центров, поэтому мы решили, что эффективней самим построить торговый комплекс и управлять им. Так что решение открывать торгцентры "Мега" было вполне закономерным.
Скажу больше, формат "Меги", созданный специально для России и существующий только здесь, мы хотели бы перенести и в другие страны, в том числе в Западную Европу.
Настолько он оказался удачным. Если удастся найти подходящие земельные участки во Франции, Италии или Испании, "Меги" могут быть построены и там.
- Но "Мега" - это еще не все.
Недавно вы объявили, что IKEA займется строительством офисов. Не слишком много девелоперских проектов для ритейлера?
- С этим проектом была похожая ситуация: мы приобрели землю на Ленинградском шоссе, на противоположной от "Мега-Химки" стороне. Долго думали, как эффективно развивать этот участок. Строить через дорогу еще один торговый комплекс не было смысла.
А так как в Москве сейчас высок спрос на офисные площади, мы решили, что разумно будет построить бизнес-парк.
Планируется, что бизнес-парк IKEA будет состоять из шести офисных башен общей площадью около 100 тыс. кв. м. Инвестиции в этот проект составят примерно $150 млн. Однако я бы не назвал это направление деятельности нашим приоритетом в будущем. Не исключаю, что в ходе реализации проекта мы можем внести в него изменения.
- Планируете ли еще создавать совместные предприятия в России, аналогичные проекту "IKEA Белая дача"?
- Нет, ни в России, ни где бы то ни было в мире. Совместные предприятия не наш формат.
В истории компании было всего два таких примера: в Бельгии и в России. Мы считали очень перспективным открытие IKEA в юго-восточной части МКАД.
СП было единственным способом построить там свой магазин. В результате альянса мы смогли реализовать свои планы: магазин IKEA на 100% принадлежит нам, а центром "Мега" будем владеть вместе с "Белой дачей". Но больше подобных планов у нас нет.
Инф. b-online
e-finance.com.ua