Германской Lufthansa не дают покоя лавры авиационного альянса SkyTeam, который месяц назад заполучил в свои ряды крупнейшего российского перевозчика — “Аэрофлот”. Lufthansa хочет взять реванш, приглашая в свой Star Alliance конкурента “Аэрофлота” — альянс AiRUnion во главе с KrasAir. Правда, вступить в Star Alliance AiRUnion сможет только после того, как станет единой компанией.
О желании заполучить в Star Alliance российского перевозчика руководство Lufthansa уведомило примерно месяц назад министра экономического развития Германа Грефа, рассказал “Ведомостям” чиновник Минэкономразвития. Lufthansa, по его словам, написала, что заинтересована в партнерстве с AiRUnion. Все пять перевозчиков из альянса стать партнерами Lufthansa не могут. Но если они объединятся в единую компанию, Star Alliance от такого участника только выиграет. К этому, по словам чиновника, сводилась суть послания германского перевозчика. Информацию о письме Lufthansa подтвердили сотрудник Минтранса и менеджер KrasAir. Но от официальных комментариев и представители Lufthansa, и российская компания отказались. “Мы неоднократно заявляли, что после объединения [членов AiRUnion] следующим шагом может стать вступление в один из глобальных авиаальянсов, — говорит представитель KrasAir Ольга Трапезникова. — Но пока выбор не сделан”. Впрочем, менеджер KrasAir признает, что переговоры со Star Alliance компания ведет.
Эксперты не удивлены выбором Lufthansa. В апреле крупнейший российский перевозчик — “Аэрофлот” вступил в конкурирующий альянс SkyTeam, напоминает аналитик “Центринвест груп” Михаил Ганелин. Потеряв такого партнера, Star Alliance будет с удвоенной силой бороться за других российских перевозчиков, рассуждает аналитик. Тем более что Star Alliance есть что предложить AiRUnion, у которого слабо развиты собственные международные перевозки. К тому же этот альянс — крупнейший в мире. Согласен с таким аргументом и представитель авиакомпании SWISS Доминик Вернер. SWISS присоединилась к Star Alliance в апреле. “Конечно, выбор у нас был небольшой, ведь SWISS принадлежит Lufthansa, но мы в любом случае выбрали бы Star Alliance как раз из-за того, что он больше остальных”, — признается Вернер. “Членство в альянсе ставит нас на один уровень с крупнейшими мировыми компаниями”, — добавляет представитель South African Airways Сара Юс (перевозчик тоже вступил в Star Alliance в апреле).
Гендиректор UTair, четвертого по величине перевозчика в России, Андрей Мартиросов соглашается, что AiRUnion выгоднее присоединиться к Star Alliance. Хотя сама UTair вступать в глобальный альянс пока не собирается, оговаривается Мартиросов. Нет таких планов и у второго ока на российском рынке — “Сибири”, говорит пресс-секретарь компании Илья Новохатский.
Впрочем, любое промедление в переговорах может в корне изменить ситуацию, считает Ганелин. Во-первых, единый перевозчик AiRUnion еще не создан, хотя за это выступают Минэкономразвития и Минтранс. Во-вторых, сами переговоры со Star Alliance могут растянуться на годы. “Аэрофлот” вступил в SkyTeam только через два года после того, как подписал с альянсом рамочное соглашение. А до этого еще два года выбирал между SkyTeam и Star Alliance. “За эти годы и SkyTeam может обогнать по масштабам своего конкурента, — рассуждает Ганелин. — Может серьезно подрасти и One World”. А ведь именно в One World собирается вступить венгерская Malev, которую больше года пытается купить глава KrasAir Борис Абрамович, чтобы также присоединить к AiRUnion.
В мире существует три глобальных авиаальянса – Star Alliance, SkyTeam и One World. Star Alliance – крупнейший. Основан в 1997 г. пятью авиакомпаниями, включая Lufthansa и американскую United. Сейчас объединяет 18 компаний, еще две ведут переговоры о вступлении. Суммарный парк Star Alliance – 2800 лайнеров, годовой пассажиропоток – 425 млн пассажиров. Компании выполняют 15 500 рейсов в день из 842 аэропортов в 152 странах. AiRUnion – альянс российских KrasAir, “Домодедовских авиалиний” (ДАЛ), “Омскавиа”, “Самары” и “Сибавиатранса”. В 2005 г. они перевезли 4,3 млн пассажиров, получив около $700 млн выручки. Государству принадлежат 51% акций KrasAir, 50% ДАЛ, 46,5% “Самары”. Гендиректору KrasAir Борису Абрамовичу и связанным с ним структурам – около 40% KrasAir, 48,6% ДАЛ, около 40% “Самары”, около 70% “Омскавиа” и 100% “Сибавиатранса”.
Инф. vedomosti
e-finance.com.ua