Чрезмерное количество карантинных осмотров и сертификатов приводит к значительным расходам аграриев, тормозит развитие растениеводческой отрасли и противоречит европейским стандартам. По оценкам Международной финансовой корпорации (IFC), общая нагрузка карантина растений на частный сектор в расчете на единицу продукции растениеводства почти в 7,5 раз превышает аналогичный показатель в ЕС. Об этом сообщили в пресс-службе УКАБ.
Более того, именно экспортоориентированные отрасли сельского хозяйства (зерновые и масличные культуры) страдают больше от предоставления разрешительных документов в сфере карантина растений. Таким образом, чрезмерные расходы бизнеса на соблюдение требований по карантину растений, а также неэффективная система карантина растений в Украине свидетельствуют о насущной необходимости реформирования этой сферы государственного регулирования, пишут Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua
Основной причиной такой ситуации является тотальный фитосанитарный контроль над торговыми потоками. Фактически 100% внутреннего и 90% внешнего товарооборота Украины продукцией растительного происхождения подлежит обязательной фитосанитарной экспертизе и сертификации. Больше всего страдают внутренняя торговля и экспорт. Целесообразность такого тотального контроля трудно понять с точки зрения требований международных стандартов, которые в первую очередь требуют, чтобы фитосанитарные меры имели надлежащее техническое/научное обоснование. Следовательно, с точки зрения оценки фитосанитарных рисков и экономических последствий, по меньшей мере сомнительной выглядит потребность в тотальном контроле торговых потоков с целью предотвращения распространения подкарантинных организмов, составляют лишь 3% всех вредных организмов Украины. В ЕС, к примеру, только семена, посадочный материал, древесина и отдельные товарные позиции для конечного потребления относятся к подкарантинной продукции во внутренней торговле.
Кроме того, вся территория Украины поделена на сотни карантинных зон в соответствии с выявленными карантинными организмами. Например, согласно данным Госветфитослужбы, около 3,5 млн га на территории 418 районов Украины поражено аброзией полыннолистной (полынью). Это свидетельствует о не менее 418 карантинных зонах только по одному карантинному организму, а таких регулируемых вредных организмов (ограниченно распространенных в Украине) на данный момент насчитывается 29 единиц.
При таких условиях движение товаров из одной карантинной зоны в другую возможно лишь при наличии карантинного сертификата, что существенно затрудняет передвижение и торговлю соответствующими товарами. Это ощутимо уменьшает конкурентоспособность отечественных производителей по сравнению с зарубежными, так как дополнительные барьеры только увеличивают стоимость всей цепочки поставок украинской продукции.
“В ЕС, например, действует принцип “Единого рынка”, который предусматривает минимальное вмешательство в движение продукции внутри страны. В целом, по оценке IFC, нагрузки карантина растений в Украине на частный сектор в расчете на единицу продукции растениеводства почти в 7,5 раз превышают аналогичную нагрузку на частный сектор в ЕС”, – сообщил эксперт проекта “Инвестиционный климат в аграрном секторе Украины” Международной финансовой корпорации Олег Нивьевский.
В Украине частному сектору нужно в обязательном порядке получать три вида сертификатов, удостоверяющих фитосанитарное состояние объектов регулирования в сфере карантина растений: карантинное разрешение на импорт или транзит, карантинный сертификат для перемещения из одной карантинной зоны в другую (т.е. на внутреннюю торговлю/перевозки) и фитосанитарный сертификат на экспорт.
Специалисты добавляют, что в отдельных случаях эти затраты могут быть существенно выше. По словам генерального директора УКАБ Владимира Лапы, законодательство позволяет выдавать фито-санитарный сертификат в течение 5 дней, а простой загруженного судна за такой период обойдется владельцу зерна до 3-5 долларов за тонну. Зато, например в Европейском Союзе, корабль выходит из порта в течение 2 часов после загрузки.
По мнению экспертов, реформирование этой сферы государственного регулирования должно начаться с сокращения списка объектов регулирования, в частности, пересмотра списка в соответствии со списком объектов регулирования ЕС, что должно уменьшить нагрузку на бизнес более чем в 3 раза или на 67,7 млн долл. США.
Кроме этого, по словам экспертов, необходимо пересмотреть сроки и порядок оформления и выдачи карантинного/фитосанитарного сертификата до 2 часов, а также необходимость укрупнения и/или отмены карантинных зон.
Инф. finance.ua
e-finance.com.ua