В Швеции уровень занятости среди мигрантов из третьих стран достигает 46,3% против 72,2% в целом по стране при безработице в 26,3% и 8,3%.
Швеция с ее самой либеральной миграционной политикой и щедрой системой соцобеспечения выступает как оазис благополучия и открытости для иностранцев. Как бы то ни было для страны с населением в 9 млн человек, которая ежегодно принимает около 100 тысяч мигрантов, это очень серьезная нагрузка, и настроения в обществе при всей поддержке идей мультикультурализма, по всей видимости, меняются.
О необходимости оптимизации миграционной политики говорил недавно и министр по вопросам иммиграции Тобиас Бильстрем, один из архитекторов действующего режима максимальной лояльности.
Швеция по своему этническому составу — маленькая планета, в некоторых иммигрантских районах крупных шведских городов выходцы из других стран составляют практически сто процентов населения. Из относительно гомогенного общества в мультикультурное Швеция трансформировалась за короткий исторический период.
В последнее десятилетие (2000-2010 годы) интенсивность миграционного прироста в Швеции устойчиво возрастала, хотя и ранее была достаточно высокой и в отдельные годы составляла более 5 иммигрантов на тысячу жителей Швеции [5‰ — промилле], что является довольно высоким показателем. Если до середины 1970-х она принимала в основном трудовых мигрантов из Европы и интенсивность потока соответствовала потребностям рынка труда, то после 1975 года эта группа стала уменьшаться на фоне массового притока беженцев и переселенцев, прибывающих по статье воссоединения с семьей. Последняя категория остается крупнейшим каналом миграции в Швецию и по сегодняшний день.
В 2012 году право проживания и разрешения на работу в совокупности получили 111 тысяч человек, что на 19% выше показателя 2011 года. Более 41 тысячи человек подавали заявление по основаниям воссоединения с семьей (+27% к прежнему показателю). Это самая большая категория въехавших в страну в 2012 году. Среди тех, кому было предоставлено право проживания, максимальный рост зафиксирован по обращениям лиц, ищущих убежища.
Для властей страны, которая принимает больше беженцев и меньше трудовых мигрантов, разумеется, очевидна нагрузка на систему социального обеспечения, основанную на трудовом вкладе. И если в 2000-е годы иностранцы, давно проживающие на территории страны, имели такой же уровень дохода, что и коренные жители, то вновь прибывающие в страну сталкивались с куда большими трудностями при интеграции на рынке труда и, следовательно, больше нуждались в социальной помощи. Вписывать растущий поток переселенцев в экономическую и социальную систему непросто. Осложняется и задача поддержания полной занятости, особенно в случае спада в экономике.
Обозреватели отмечают, что для стабильного функционирования модели социального государства необходимо, чтобы не менее 80% взрослого трудоспособного населения в возрасте от 15 до 45 лет составляли рабочую силу, но среди неевропейских мигрантов процент участия значительно ниже. По данным The Economist, в Швеции среди жителей, не являющихся гражданами ЕС, трудоустроены лишь 51%, тогда как для коренных шведов эта доля составляет 84%.
Тем не менее, рост занятости за последнее десятилетие охватывал в значительной степени и мигрантское население. Согласно данным Центрального статистического бюро, собранным Объединением предпринимателей Svenskt Naringsliv, в период с 2001 по 2010 год число работающих граждан выросло в Швеции на 205 тысяч человек, из них 150 тысяч, то есть 72%, родились вне пределов Швеции. Среди квалифицированных специальностей заметна, однако, большая разница по профессиям, сообщало в феврале Радио Швеция. Успешнее находят работу иммигранты врачи, техники, инженеры. Значительно сложнее с работой у юристов, полицейских или экономистов, приехавших из других стран. В целом уровень безработицы среди иммигрантов в Швеции почти в два раза выше, чем среди коренных шведов.
По имеющимся официальным данным Евростата за 2009 год, в Швеции уровень занятости среди мигрантов из третьих стран достигал 46,3% против 72,2% в целом по стране при безработице в 26,3% и 8,3%.
В рамках ЕС различают граждан ЕС и граждан третьих стран ("иммигранты"). Гражданам ЕС разрешение на работу не требуется.
Интеграция "новых шведов"
Государство всячески идет навстречу иммигрантам. В основе шведской модели интеграции — концепция мультикультурного развития, допускающая сохранение различными этническими группами их идентичности. В рейтинге Индекса интеграционной политики (MIPEX), составляемом консорциумом европейских организаций во главе с Migration Policy Group, Швеция удерживает первое место в Европе. В соответствии с методикой MIPEX "интеграция" интерпретируется как соблюдение принципа равных возможностей, таким образом, в странах-лидерах рейтинга разрыв в правах и возможностях граждан и иммигрантов минимален, поясняет Анна Прохорова, координатор программы Всемирного банка МИРПАЛ.
По мнению авторов индекса, как в 2007, так и в 2010 году среди европейских государств только Швеция набрала достаточно баллов для того, чтобы считаться страной, в которой созданы максимально благоприятные условия для интеграции иммигрантов. Иммигранты могут рассчитывать на хорошие возможности долгосрочного поселения благодаря справедливой, простой и прозрачной системе получения вида на жительство. В рамках системы соцобеспечения в Швеции каждый также имеет право на соцподдержку в соответствии с индивидуальными потребностями, содействие в освоении рынка труда, программы профориентации, курсы шведского и родного языка. Составители рейтинга отмечают антидискриминационное законодательство и благоприятные условия для трудоустройства и воссоединения семей.
Оценка законодательства стран в области интеграционной политики проводилась в 2004-м, 2007-м и 2010-м году. Специально разработанная методика получила название "Индекс интеграции мигрантов MIPEX". В 2010 году в итоговый рейтинг вошли 33 государства: 25 стран ЕС плюс Канада, Норвегия, Швейцария, Болгария, Румыния, США, Австралия и Япония. В соответствии с методикой расчета индекса, термин "мигрант" относится к гражданам третьих стран (т.е. не являющимся гражданами стран ЕС), легально находящимся на территории одной из стран ЕС.
Законодательство оценивается исходя из его соответствия Конвенциям Совета Европы и Директивам Европейского Сообщества. Индекс MIPEX — "многомерный", поскольку он анализирует политику в сфере интеграции сразу по семи направлениям: доступ к рынку труда; воссоединение с семьей; образование; долгосрочное пребывание; участие в политической жизни страны; получение гражданства; защита от дискриминации.
"Как показывают результаты оценки, Швеция уделяет равное внимание всем семи направлениям иммиграционной политики, которые охватывает MIPEX. Шведское законодательство в отношении допуска иммигрантов на свой рынок труда было оценено на 100 баллов, это максимальная положительная оценка. Но важно разобраться, на основании каких критериев она была выведена. В частности, одним из главных критериев был такой: представители трех категорий мигрантов — долгосрочные резиденты (с видом на жительство), приехавшие по каналу воссоединения с семьей, а также временные трудовые мигранты (но не сезонные работники) имеют ровно те же права, касающиеся трудоустройства, что и граждане ЕС. Единственное ограничение — невозможность работать в органах государственной власти, — говорит Анна Прохорова. — Две категории иммигрантов остались за рамками индекса MIPEX: иностранные студенты и беженцы. Кроме того, индекс оценивает законодательство, а не результаты его применения. Для оценки "интегрированности" иммигрантов используются показатели безработицы, доли студентов иностранного происхождения, сравнение уровня дохода иммигрантов и коренного населения, доля межнациональных браков".
Приглашение на работу
В декабре 2008 года был упрощен порядок выдачи разрешений на работу для неграждан ЕС. "Швеция идет против европейской тенденции, открывая свой рынок труда для иностранных рабочих любой квалификации и отменяя все квоты. И это несмотря на экономический спад и рост безработицы", — комментировали в 2008 году обозреватели The Wall Street Journal очередной этап либерализации.
Новое законодательство позволило работодателям, которым не удается подыскать подходящих работников в Швеции или в других странах ЕС, приглашать их из других мест. По замыслу, новая система в сфере труда регулируется спросом: в отличие от многих других стран, Швеция не полагается на баллы или квоты. А это значит, что работодатели вправе нанимать тех, кто по их оценке наилучшим образом соответствует вакантной должности, резюмирует портал sweden.se. Благодаря реформе законодательства иностранным студентам не требуется выезжать из страны для того, чтобы подать прошение о разрешении на работу, как это было прежде. Тот, кто получил работу в Швеции, может приехать с семьей, причем жену или мужа также поощряют в поисках работы — так обстоит дело далеко не во всех странах, отмечается в материалах sweden.se.
Как разъясняется на портале sweden.se, лицо, желающее получить разрешение на работу в Швеции, должно иметь предложение о работе от шведского работодателя и уровень заработка, достаточный для содержания. Условия найма должны быть равноценны тем, которые предусматриваются соответствующим шведским коллективным договором или общепринятыми для данной профессии или отрасли нормами и условиями. Вакантное место должно быть предварительно объявлено в Швеции и ЕС.
Министр Бильстрем, один из основных архитекторов смягчения миграционного режима, ссылался на старение населения, сокращение группы трудоспособного возраста и тяжелую демографическую ситуацию, нехватку квалифицированных работников нужных специальностей в таких отраслях, как машиностроение, ИТ, сварочное производство и здравоохранение, в особенности за пределами промышленных центров. По мнению министра, упрощение условий для трудовых мигрантов должно помочь экономике в долгосрочном периоде.
Сторонники ограничения иммиграции традиционно били тревогу о риске роста безработицы и падения заработков среди коренного населения, повышения социальных расходов и замедления экономического роста. Высказывали опасения, что с упрощением условий найма иностранцев прием на работу будет осуществляться исходя из их невысоких требований к оплате труда, а не на основании квалификации.
Бильстрем в ответ указывал на действующие меры, гарантирующие условия труда. Компании будут обязаны доказать, что контракт с иностранным работником полностью соответствует шведским стандартам, установленным коллективными соглашениями между профсоюзами и работодателями, в том числе и по вопросам заработной платы и социального страхования.
"В Швеции самое главное — устроиться на работу", — цитирует The Economist Бильстрема, бывшего депутата от города Мальме, в котором, как и в Стокгольме и Гетеборге, уроженцы других государств составляют максимальную группу в общей численности жителей. Занятость является важнейшим приоритетом интеграционной политики Швеции. Иммиграционная система с опорой на работодателей и интеграцию на рынке труда должны способствовать большей самостоятельности мигрантов, и ее достижению в более короткие сроки.
"Во многих странах для родственников, которые приезжают по каналу воссоединения с семьей, действуют ограничения: им нельзя получить разрешение на работу, или они должны сдать экзамен на знание языка, или у них нет доступа к соцуслугам, или тот, кто готовится их принять, должен подтвердить свою материальную состоятельность и способность их обеспечить", — поясняет Анна Прохорова. Для того чтобы иммигрировать в Швецию, знание языка не требуется и тесты проходить не нужно. И трудоустройство приезжающих по каналам воссоединения семьи поощряется. Вновь прибывающим в страну, в частности, беженцам и родственникам тех, кто получил вид на жительство как беженец не более двух лет назад, Агентство по трудоустройству организует двухлетнюю программу поддержки в поиске работы и изучении шведского. В период обустройства предусмотрена выплата пособия.
Нормы и их применение
За первые три года после вступления в силу новых норм в 2008 году Миграционным ведомством Швеции было выдано 50 тысяч разрешений на работу, сообщало Радио Швеция в конце 2011 года. Как бы то ни было, наиболее активно пользоваться новыми возможностями стали маленькие компании со штатом менее десяти сотрудников, увеличивался найм неквалифицированных рабочих на все более продолжительные сроки.
Значительную группу среди соискателей разрешений на работу составляли родственники уже проживающих в Швеции иммигрантов. Так, в 2011 году 7 000 рабочих виз, из общего числа в 20 000, были выданы таким, как правило, неквалифицированным, членам семей.
По мнению эксперта ОЭСР Стефано Скарпетта, подобная практика противоречит самой идее реформы: "Примерно половина рабочей силы из-за границы — это неквалифицированные профессии, где дефицита кадров нет. И ОЭСР рекомендует тщательнее рассмотреть реальную подоплеку такого найма".
Хотя в законе и оговаривается, что контракты для иностранцев должны соответствовать шведским нормам, эксперты ОЭСР критически оценили отсутствие в Швеции должного контроля за выдаваемыми разрешениями на работу. Как подтвердила представитель Центрального объединения профсоюзов Моника Арвидссон, условия для многих приезжающих могут быть очень далеки от коллективных договоров.
Тем не менее, шведская система приема трудовых мигрантов признана экспертами ОЭСР самой открытой и названа примером для подражания: "Методы иммиграционной политики увязаны со спросом и открывают возможности для использования опыта и компетенции разного уровня. Это важный эксперимент, и мы порекомендуем всем странам, входящим в Организацию экономического сотрудничества и развития, его рассмотреть", — цитировало Радио Швеция Стефано Скарпетту.
Опыт Мальме
В Мальме, где примерно 80 тысяч из 300 тысяч населения — мигранты, шведская открытость проходит проверку на прочность, пишет The Guardian. "Здесь заметна внутренняя разобщенность, — говорит в интервью британской The Guardian редактор ведущей местной газеты Sydsvenskan. — Мальме успешно трансформировался из старого промышленного центра в новый современный город среднего класса потребителей. А это означает, что есть победители и есть проигравшие — старшее поколение, малоимущие и иммигранты".
За скандинавским порядком и благоустроенностью можно увидеть свидетельства напряженности и внутренних противоречий в обществе. По словам местного жителя, собеседника The Guardian, местная мечеть с момента постройки в 1983 году 300 раз подвергалась атакам. Бывали беспорядки в городе. В Русенгорде, крупнейшем иммигрантском районе в Мальме, трудоустроены только 38% местных жителей, пишет The Economist. Разозленная молодежь устраивает беспорядки, поджигает стоянки для велосипедов, машины, "мусорки".
Шведы считают открытость к приезжающим в страну в поисках убежища лучшим в своей культуре, отмечает The Economist. Но даже убежденные сторонники мультикультурализма признают, что в обществе накапливается усталость: "Крайне правые здесь не новое явление, но сейчас они набирают позиции. Мы привлекли столько иммигрантов, что теперь многие считают нужным немного сбавить темпы и лучше позаботиться о тех, кто уже живет здесь".
По итогам выборов в сентябре 2010 года в шведском парламенте впервые получили места представители антииммиграционного движения. Возглавляемые Йимми Окессоном "Шведские демократы", которым досталось 20 депутатских мандатов, попали в парламент на волне антииммигрантских настроений части электората в стране, где приезжие — в большинстве выходцы из соседней Финляндии, Ирака, бывшей Югославии и Польши — составляют 14% от 9,4 млн жителей.
Как бы то ни было, результаты выборов вызвали волну недовольства: спустя несколько часов после объявления итогов голосования на улицы шведской столицы вышло около 6 тысяч человек, протестующих против ультраправой партии. Участники шествий скандировали "Нет расизму!". Представители правящего альянса и оппозиции ранее заявляли, что скорее пойдут на сотрудничество друг с другом, нежели на формирование коалиции с партией, которую они характеризуют как расистскую и ксенофобскую, напоминает Русская служба Би-Би-Си.
Высказывались опасения, что успех правых может подорвать имидж Швеции как толерантной страны, не подверженной предрассудкам.
Обозреватели The Guardian считают продвижение Окессона в Мальме продолжением общей тенденции бывших промышленных европейских городов, где прежде был оплот левоцентристов, а теперь набирают силу правые,— Национальный фронт Марин Ле Пен в Марселе, Герт Вилдерс с Партией свободы (PVV) в Роттердаме, Хайнц-Кристиан Штрахе в Вене.
Поиск решений
В феврале 2013 года министр Бильстрем заявил, что иммиграция должна быть сокращена. "Сегодня Швеция является одной из стран ЕС, которая принимает наибольшее число беженцев, и так продолжаться не может", — цитировали министр СМИ. Бильстрем считает необходимым повысить требования к категории мигрантов, прибывающих по статье "воссоединение семей" — в частности, в отношении материального обеспечения.
Коллеги по альянсу встретили заявление министра критикой, а лидер "Демократов Швеции" Йимми Окессон обвинил Бильстрема в заимствовании антимиграционной риторики его партии.
Бильстрем возглавляет рабочую группу, которая должна сформулировать политику партии Консерваторов в области интеграции и миграции к следующим парламентским выборам.
Главный экономист национальной ассоциации профсоюзов Лена Вестерлунд, однако, не ожидает кардинальных изменений в позиции государства: "Я не хочу сказать, что проблем нет, но для нашей экономики иммиграция в сухом остатке имеет положительное значение. У нас очень плохая демографическая ситуация, и нам нужно стремиться увеличить состав молодежи, омолодить население".
Как сообщало Радио Швеции, недавнее исследование, проведенное Институтом реформ (Reforminstitutet), не выявило взаимосвязи между социальным неблагополучием и иммиграцией, вопреки расхожему мнению. В двадцати самых отягощенных социальными проблемами населенных пунктах Швеции число иммигрантов ниже, чем в среднем по стране. В пяти населенных пунктах Швеции с самой напряженной ситуацией исключительно мало иммигрантов. Институтом были рассмотрены, в частности, такие параметры, как уровень образования, наличие работы, состояние здоровья, материальное положение, а также негативные настроения и "ощущение безнадежности".
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua