Компания «Воля» после четырех лет работы в качестве кабельного оператора ТВ и Интернет-провайдера намерена в этом году освоить новые рынки. После выбора партнера-оператора предприятие предложит услугу IP-телефонии...
Помимо этого «Воля» планирует укрепить свое присутствие в регионах. О результатах деятельности и планах компании «ДЕЛУ» рассказал президент «Воли» Сергей Бойко.
– Ранее «Воля» анонсировала расширение своего присутствия в регионах за счет покупки других компаний. На какой стадии находятся эти планы?
– Действительно, в планы компании входило объединение и слияние с несколькими кабельными операторами в регионах, в том числе во Львове, Алчевске, Черновцах.
За четыре года существования нам так и не удалось ни с кем провести слияние.
– Почему?
– На то есть несколько причин. Основная — уровень развития тех кабельных операторов, которые работают в регионах. Честно говоря, большая часть компаний пока не соответствуют тем стандартам, которые мы внедрили у себя. Поэтому мы посчитали, что переделывать и обучать кого-либо будет дорого и долго. Так что пока развиваемся собственными силами.
Периферия не успевает за стандартами
– В других городах вы предоставляете услуги под брендом «Воля»?
– Только во Львове в прошлом году мы стали внедрять нашу торговую марку. Это стало возможным после того, как там внедрили те же стандарты работы, по которым мы работаем в Киеве. А именно запущен Интернет, сети по качественным параметрам доведены до тех технических параметров, которые существуют у нас в столице. В этом году мы внедрили услугу Интернет также в Алчевске. В этом же году запустим высокоскоростной Интернет в Черновцах. Думаю, что уже до конца года на 100% завершим строительство сети в Алчевске, в том числе параллельной с другими операторами. Также в текущем году мы развернем строительство во Львове, для того чтобы выйти на более приемлемый для нас уровень покрытия города — это приблизительно 30-40% территории.
– Насколько оправдано внедрение новых технологий в регионах?
– С одной стороны, это конкурентное преимущество, с другой — пример для других кабельных операторов в этих городах. Мы показываем, что нужно и можно сделать и чего достичь, если грамотно подходить к делу.
– Чем же отличается ваш подход к внедрению новых услуг?
– Мы сначала изучаем, что нужно людям, а потом это предлагаем. Не могу сказать, что мы не ошибаемся. Например, ожидания от темпов внедрения цифрового телевидения были намного выше, когда мы только начали внедрять эту услугу. Только сейчас они такие, которые должны были быть два года назад.
Цифровое ТВ долго не оправдывало себя
– В чем был просчет?
– В 2002 году мы запустили пилотный проект. В 2003 году вышли на рынок с торговой маркой «Воля Премиум ТВ». Мы ожидали уже в первый год, что большая часть клиентов будет подписываться на цифровые пакеты. Ведь по качеству «цифру» не сравнить с аналоговым телевидением, а уж по наполнению — так тем более.
В 2003 году мы ожидали, что у нас будет около 2-3 тыс. продаж в месяц. На самом деле было 200-300. Ровно в десять раз прогнозы и ожидания расходились с тем, что происходило в действительности.
И вот начиная с прошлого года мы наконец-то вышли на тот достойный уровень подключений, на который рассчитывали ранее. За апрель — более 11 тыс. В июне, думаю, будет около 10 тыс. новых клиентов. Надеюсь, что эта динамика сохранится до конца года. Сейчас у «Воли» свыше 50 тыс. пользователей цифрового телевидения.
– Какая из услуг приносит компании больше всего доходов?
– Если рассматривать общую сумму выручки, то структура сейчас выглядит следующим образом. Более 50% всех доходов приносит услуга предоставления Интернета Volia Broadband. Соответственно, оставшиеся 50% — это доходы от кабельного телевидения. Итого цифровые пакеты приносят 25%, Интернет — 50% и «аналог» — 25%.
За прошлый год валовая выручка составила более 97 млн. грн. Совокупная прибыль компании до налогообложения — около 16 млн. грн. Мы считаем 2005 год успешным, если сравнивать с 2004-м, в котором у нас был совокупный консолидированный убыток. Выручка тогда составляла около 40 млн. грн.
– Благодаря чему улучшились финансовые показатели за прошлый год? Сколько «Воля» инвестировала, и какие капиталовложения планируются в нынешнем году?
– Из структуры доходов понятно, что улучшение показателей стало возможным только благодаря мвнедрению новых услуг. В прошлом году наши инвестиции превысили $10 млн. — 54 млн. грн. Для того чтобы выйти на новый уровень, нужно вложить как минимум $20-30 млн. Это необходимо для развития таких новых услуг, как IP-телефония и видео по запросу. В текущем году «Воля» потратит большую часть из указанной суммы. По результатам первых четырех месяцев года мы уже направили на развитие обоих направлений по 25 млн. грн.
IP-телефония позволяет вести прибыльный бизнес
– Что нового «Воля» может предложить рынку?
– Мы уже приняли стратегическое решение — в этом году будем внедрять услугу IP-телефонии. Делать это собираемся вместе с кем-то из телефонных провайдеров, которые предоставляют услугу телефонии уже сейчас.
– Вы можете их назвать?
– На сегодняшний день мы проводим консультации с несколькими компаниями. Например, с такими как «Голден Телеком», «Технологические системы» и «Киевстар». Мы определяемся, с кем будем стартовать. Необходимо понять совместимость технологий, совместимость сетей, выработать бизнес-модель и распределить, кто, как и сколько вкладывает. Более подробно об этом проекте говорить рано.
Что вы ожидаете от проекта
– IP-телефонии?
– Мы хотим предложить клиентам простую услугу. Прежде всего, речь идет о более чем 50 тыс. пользователей Интернета. Сегодня, по результатам наших исследований, многие современные семьи хотели бы иметь не один телефон, а два. Из опрошенных 50 тыс. Интернет-клиентов практически каждый согласился пользоваться еще и телефонией, которую мы могли бы предоставить. Технологически мы в состоянии предложить нечто особенное. Ведь новейшие цифровые технологии, которые мы хотим использовать, позволяют передавать SMS со стационарного телефона на стационарный телефон, а также фотографии и видео. Вопрос, который сейчас нужно решить, — объем инвестиций, вкладываемых каждым из партнеров. И в зависимости от этого уже построить бизнес-модель — кто и за что несет ответственность.
Абонплата нуждается в увеличении
– Насколько телефонные тарифы «Воли» будут отличаться от действующих на рынке?
– Мы считаем, что услуга междугородной и международной связи, которая базируется на IP-телефонии, должна быть дешевле нынешних тарифов. Несмотря на то, что сейчас тарифы на голосовую связь регулируются, это, на наш взгляд, временное явление. Тарифы не являются чем-то принципиальным с точки зрения ведения этого бизнеса. Согласно установленным государством предельным тарифам, на рынке нельзя предлагать дешевле, чем на 20%. По предварительным расчетам, если даже на 20% ниже, IP-телефония позволяет вести прибыльный бизнес.
Что касается абонплаты, а сейчас это, по-моему, около 9-10 грн. в месяц, то ее размер явно занижен. Абонплата, то есть плата за доступ, фактически — за поддержание работы телекоммуникационной сети, вне зависимости от технологии, сегодня не может быть меньше 2 евро (12 грн. плюс налог на добавленную стоимость). Все остальное является убыточным.
– «Воля» собиралась повышать цены на услуги кабельного ТВ, против чего выступил Антимонопольный комитет. Чем вызвана необходимость пересмотра тарифов компании?
– Мы все-таки увеличим цену с 1 июля. Это не уровень рентабельности, потому что пакет «Украина» будет стоить 21 грн., а не 29. Хотя по фактическим результатам деятельности (по фактическим расходам за четыре месяца) экономически обоснованной ценой является 22 грн. Почему мы не сделали 22 грн.? Потому что рассчитываем на так называемую социальную политику со стороны города. Мы надеемся, что средства, которые были выделены в бюджете Киева на компенсацию малообеспеченным семьям в результате повышения цен, наконец-то дошли до людей, которым они предназначались. Как только это произойдет, мы будем менять цену на аналоговое телевидение. Антимонопольный комитет в своем решении сказал: пожалуйста, предоставьте фактические затраты на конец третьего квартала.
– Недавно Киевский апелляционный суд подтвердил решение Хозяйственного суда и обязал «Волю-кабель» вернуть в общедоступный социальный пакет телеканалы К1 и К2. Однако дата возобновления вещания до сих пор не названа. Что вы намерены предпринять?
– Мы готовимся к следующему обжалованию этого решения в Высшем хозяйственном суде. Напомню, что К1 и К2 не включены в состав пакета универсальной программной услуги для города Киева решением Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания. Именно это решение привело к судебному иску. Правда, не к Нацсовету, а к ЗАО «Воля-кабель».
В результате Хозсуд Киева вынес решение о запрещении изменений технических характеристик передачи сигнала программ К1, К2. Мы оспорили его в Апелляционном хозяйственном суде как такое, которое принято при неполном выяснении обстоятельств дела. Еще и потому, что оно было принято уже после выполнения «Волей-кабель» требований закона «О телевидении и радиовещании» и решения Нацсовета.
Инф. e-finance.com.ua