"Укрзалізниця" и "Российские железные дороги" расширяют сотрудничество
В конце прошлой недели в Киеве состоялась встреча генерального директора "Укрзалізниці" Василия Гладких и президента ОАО "Российские железные дороги" Владимира Якунина. Во время встречи руководители железных дорог обговорили ряд вопросов двустороннего сотрудничества, в частности перехода на летний график движения поездов и увеличения транзитных перевозок. После встречи Василий Гладких и Владимир Якунин встретились с журналистами, которым поведали о том, что уже сделано в рамках двустороннего сотрудничества, и о том, какие совместные проекты ждут "Укрзалізницю" и "Российские железные дороги" в будущем.
После пресс-конференции двух руководителей железных дорог ждала встреча с премьер-министром Украины Юрием Ехануровым. Как выяснилось позже, премьер-министру были представлены достигнутые договоренности относительно углубления сотрудничества, в частности, в таких вопросах, как модернизация подвижного состава железных дорог, повышение качества обслуживания пассажиров и увеличение объемов транзитных перевозок. Юрий Ехануров положительно оценил результаты взаимодействия железных дорог двух соседних стран, особенно в направлении увеличения объемов перевозок.
Так, в 2005 году объемы перевозок между Украиной и Россией составили 70,8 млн. тонн, что меньше по сравнению с 2004 годом на 3 млн. тонн, или на 4,1%. В то же время объемы транзитных перевозок между двумя странами уменьшились на 7,6% и составили всего 39 млн. тонн.
Но уже за 4 месяца 2006 года объемы перевозок между Украиной и Россией увеличились по сравнению с аналогичным показателем 2005 года на 5,6% и составили 24 млн. тонн. В том числе транзитные перевозки составили 14,5 млн. тонн, что на 5,6% больше, чем соответствующий показатель прошлого года. Существенно возросли транзитные перевозки каменного угля, железной и марганцевой руд, черных металлов, лесных грузов, химических удобрений, зерна и продуктов перемола.
Однако увеличение транзитных перевозок — далеко не единственная задача, которая стоит сегодня перед "Укрзалізницею" и "Российскими железными дорогами". Как сообщают в "Укрзалізниці", актуальными для украинской и российской сторон являются вопросы проведения согласованной тарифной политики на совместных направлениях перевозок грузов и увеличения их объемов, а также формирования конкурентоспособных сквозных тарифов на перевозки грузов из Казахстана (в частности нефти, серы и сжиженного газа). Решение этих вопросов будет содействовать не только дальнейшему успешному сотрудничеству украинских и российских железнодорожников, но и увеличению транзитных потоков через территорию Украины.
Как сообщил на пресс-конференции президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин, уже достигнуто взаимопонимание по вопросу перевозок контейнеров по направлению Китай—Казахстан—Россия—Украина — страны Европы. "Вместо того чтобы придумывать что-то принципиально новое, необходимо вместе модернизировать то, что у нас сегодня есть. Пожалуй, это самое главное содержание сегодняшних отношений между российскими и украинскими железными дорогами", — сказал он.
Новые поезда и техническое взаимодействие
Еще одно направление сотрудничества "Укрзалізниці" и "Российских железных дорог" — модернизация подвижного состава и повышение качества обслуживания пассажиров. Начало совместной модернизации подвижного состава было положено еще в 2005 году, когда был запущен новый скоростной поезд "Столичный экспресс" сообщением Москва—Киев. Специально для пуска этого поезда был проведен большой объем работы по реконструкции инфраструктуры, контактной сети и пути. Были приведены в порядок полосы отвода и железнодорожные переезды, отремонтированы большинство зданий станций и остановочных пунктов по пути следования.
Как результат — "Столичный экспресс" отвечает требованиям самых взыскательных пассажиров. Состав оснащен системой спутниковой телефонной связи, системой навигации, позволяющей в любой момент времени определить точное местонахождение поезда, а также современной радиосвязью, которая принимает волны в АМ/FМ диапазонах. Кстати, в этом году Московская железная дорога выставила этот поезд на конкурс фирменных поездов "Российской железной дороги".
А в пятницу, 9 июня, был торжественно запущен второй состав "Столичного экспресса". Он будет преодолевать расстояние между столицами за 10 ч 15 мин с остановками на станциях Хутор-Михайловский, Брянск и Сухиничи.
В дальнейших планах "Укрзалізниці" и "Российских железных дорог" — запуск нового поезда Москва—Тирасполь. Как сообщил на пресс-конференции генеральный директор "Укрзалізниці" Василий Гладких, для Украины этот проект чрезвычайно интересен. "Это нужно нашим людям. Расстояние от украинской границы до Тирасполя всего-навсего 60 км. А поезд идет по территории Молдовы 750 км, и наши пассажиры тратят на это свыше 12 часов. С этим нужно бороться", — объяснил Василий Гладких. "Мы не собираемся заниматься политикой. Мы будем работать на взаимовыгодных экономических позициях", — подытожил он.
Есть предложение о совместной работе по модернизации подвижного состава и у президента "Российских железных дорог". По его словам, "РЖД" сейчас ведут очень серьезную программу по созданию новых локомотивов. "Ответом на подорожание электроэнергии и топлива является разработка газотурбинного локомотива, то есть локомотива на газовой турбине, которая реально летала на военном самолете. Мы обсуждали с Василием Ивановичем необходимость сотрудничества и консолидации усилий, потому что вдвоем иногда проще собрать необходимые деньги для тех или иных работ", — говорит Владимир Якунин.
По мнению обоих руководителей железных дорог, Украине и России необходимо наладить научно-технический обмен и совместное научно-техническое производство. "В этом направлении и будем работать дальше", — говорят Владимир Якунин и Василий Гладких.
Кстати, целесообразность расширения сотрудничества в модернизации железнодорожных хозяйств была подтверждена сторонами в ходе прошедшей недавно в Сочи конференции "Стратегическое партнерство—1520". 1520 (мм) — это ширина колеи, которая объединяет железные дороги стран СНГ, Балтии и Финляндии. "Самой судьбой было предопределено, что у нас одинаковые технологические стандарты, у нас одинаковая ширина колеи, которая определяет эти стандарты, у нас вся нормативно-правовая база формировалась в одни времена, то есть она тоже у нас единая", — подытожил Владимир Якунин.
Опыт акционирования
А вот то, чему "Укрзалізниця" может поучиться у "Российских железных дорог", — это акционирование компании. Напомним, что "Укрзалізниця" подготовила план акционирования, который собирается представить на рассмотрение Верховной Рады в октябре 2006 года. В соответствии с планом, "Укрзалізниця" трансформируется в ОАО, 100% акций которого владеет государство. Генеральный директор "Укрзалізниці" Василий Гладких не исключает частичного уменьшения госпакета путем продажи с целью привлечения дополнительных средств на обновление и развитие железнодорожного транспорта, однако настаивает на сохранении контрольного пакета акций за государством. Он также предлагает акционировать "Укрзалізницю" единым имущественным комплексом. В то же время план акционирования предусматривает продажу непрофильных и убыточных активов предприятия.
Как сообщил Василий Гладких на пресс-конференции, план акционирования "Укрзалізниці" составлялся с учетом опыта ОАО "Российские железные дороги". "Мне нравится, как они пошли этим путем. За основу берется их документ", — сказал Василий Гладких.
На пресс-конференции Владимир Якунин рассказал о своем опыте более подробно. По его словам, "Российские железные дороги" не пошли по пути радикального реформирования, который избрали, например, в Казахстане (там из компании были выведены и проданы все второстепенные активы, включая и социальную сферу). Российская же система реформирования железнодорожного транспорта, по словам Владимира Якунина, вырабатывалась очень долго и сложно. Там тоже было немало сомнений относительно последствий такой реформы. Этот вопрос неоднократно обсуждался в Государственной думе.
"Сейчас нас нет ощущения, что мы где-то допустили ошибку", — говорит Владимир Якунин. На сегодняшний день 100-процентным собственником ОАО "Российские железные дороги" является государство Российская Федерация. "По закону ни при каких условиях основные фонды магистрального железнодорожного транспорта, а также акции этой компании не подлежат залогу, продаже или отчуждению в ином виде", — подчеркивает Владимир Якунин.
"Что касается дочерних предприятий, то они создавались в качестве 100-процентных дочерних предприятий ОАО "РЖД". Сейчас у "Российских железных дорог" есть планы по продаже части пакетов этих предприятий. "Но в тех предприятиях, в тех компаниях, которые для нас являются стратегически важными, мы всегда будем сохранять 51%, — говорит Владимир Якунин. — Потому что задача, которую мы перед собой поставили, — это строительство холдинга на базе ОАО "Российские железные дороги".
Елена Старостина
Инф. versii
e-finance.com.ua