Одним из наиболее спорных моментов в дорабатываемых сейчас изменениях в Налоговый кодекс станут акцизы. Правительство и парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной Верховной Рады по-разному смотрят на то, как нужно их повышать.
Депутаты предлагают делать это постепенно в течении трех лет — на 15% ежегодно. А у Минфина более долгосрочное планирование. Как стало известно, в проекте нового Налогового кодекса он прописал их повышение на протяжении пяти лет. В случае принятия документа министерства, ставки для ликероводочных изделий увеличатся на 50%, для пива — на 100%, для сигарет — на 40%. Отметим, что 26,7% этого повышения приходится на индексацию на уровень инфляции.
По закону, новые акцизы должны появляться не позже, чем за шесть месяцев до начала нового финансового года. «Нам это каждый раз обещают, но еще ни одно правительство обещаний не сдержало. Мы имеем долгий печальный опыт получения новых акцизных ставок под новогоднюю елку, числа так 28 декабря. Ставки 2016 года, похоже, исключением не станут. Нам опять придется корректировать объемы производства «на марше», — серчает директор по корпоративным вопросам Imperial Tobacco в Украине, Молдове и странах Кавказа (Армения, Грузия, Азербайджан) Олег Стрекаль.
В разговорах представители рынка отмечают: ни один из вариантов повышения скорее всего не будет принят. Вариант Южаниной слишком мягкий, Минфина — слишком жесткий. Это как раз тот случай, по которому есть вероятность компромиссного решения. Таковым может стать индексация акцизов только на уровень инфляции, то есть упомянутые 26,7%.
К цифрам Минфина есть вопросы. «Повышение акцизов они рассчитывают исходя из расчетов Минэкономразвития, а эти показатели не совсем реальны. Например, МЭРТ оценивает объем рынка, в 71 млрд сигарет, производители — в 67 млрд. В оценках эластичности спроса также есть большие расхождения», — сказал источник в правительстве. Безусловно, отмечает он, не обязательно брать за основу цифры бизнеса, но совсем их не учитывать тоже нельзя. Можно высчитать некий средний показатель.
«Повышение в 50% мы даже не рассматриваем, поскольку — это абсолютно невыполнимый вариант. Наши аналитики проводили расчеты возможных последствий в случае роста на озвученные ранее 26,7% и пришли к выводу, что такой скачок приведет к падению производства еще на 10%. А в сегменте крепленых вин — процент падения может достигнуть 35%. Что уж говорить о цифрах Минфина?», — заметил директор ассоциации «Виноградари и виноделы Украины» Сергей Михайлечко.
Минфин обещает представить свой проект налоговой реформы в декабре — вместе с проектом бюджета на 2016 год. Депутаты свой законопроект в парламенте зарегистрировали. Его рассмотрение допускается в конце ноября.
Так или иначе, акциз — это налог именно на потребителя. Любое его повышение ударит в первую очередь по покупателям. Подорожает вся подакцизная продукция.
«Очередное повышение ставок акциза на 40% приведет к росту цен на сигареты на 3,5-5 гривен в зависимости от ценового сегмента. Средневзвешенная цена вырастет на 30%, до 18,5 грн за пачку», — высчитал директор отдела корпоративных вопросов JTI Украина Александр Когут.
«В нашем сегменте при внедрении проекта Минфина цены возрастут 4-4,50 грн за пачку, при внедрении парламентского проекта — до 3 грн за пачку», — дополнил директор по корпоративным вопросам Imperial Tobacco в Украине Олег Стрекаль.
Водка тоже подорожает. В случае принятия депутатского законопроекта, по словам главы ассоциации «Укрводка» Владимира Остапюка, и роста акциза на 15%, стоимость поллитровки составит около 60 грн. Если же акцизная ставка вырастет на 50%, то минимальная цена подскочит вовсе до 69,85 грн.
Напомним, что после повышения с 1 сентября с 49,9 грн, минималка сейчас составляет 54,9 грн. А средняя цены 0,5 л водки находится в рамках 50-75 грн.
Стоит сказать, что рост цен — не единственное последствие от повышения акцизов. Опять будут расти объемы «левой продукции».
По данными Министерства экономического развития и торговли, в первом квартале 2015 г. доля теневой экономики в Украине уже подросла (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) на 5% — до 47% объема официального ВВП. А если говорить об алкогольном рынке, то здесь «в тени» находится от 40 до 50% бизнеса.
Инф. finance.ua
e-finance.com.ua