Интеграция пищевой промышленности Украины в Европейское сообщество диктует необходимость гармонизации законодательства и стандартов в области безопасности пищевых продуктов.
20 сентября 2015 года вступили в действие отдельные положения новой редакции Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» - «Об основных принципах и требования к безопасности и качеству пищевых продуктов» от 22.09.2014 года № 1602 - VII, которые содержат серьезные изменения и новаций, предъявляемые ко всем участникам «пищевой цепочки», а именно к производителям пищевых продуктов, переработчикам сырья и реализаторам.
Важное требование, которое должно быть внедрено предприятиями «пищевой цепочки» - это разработка и внедрение системы управления безопасностью пищевых продуктов на всех этапах от производства до реализации. Данная система строится на принципах НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Points) - анализ опасных факторов и критические контрольные точки.
Государственный контроль и мониторинг в пищевой промышленности
Концепция НАССР в мире нашла свое практическое воплощение еще с 1960-х годов в NASA (Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства, США) и в ряде военных лабораторий и зарекомендовала себя как достаточно эффективная превентивная система управления опасными факторами в пищевой индустрии. В странах Европейского союза НАССР была внедрена в начале 90-х годов, в 2000-х годах — стала обязательным требованием в соответствии с Европейским пищевым законодательством.
Все украинские производители должны внедрить требования НАССР и Законом для этого дан значительный переходный период. Например, производителями соков и кондитерских изделий стандарты НАССР должны быть внедрены до 2018 года, а владельцами всех малых предприятий - до 2019 года. Для учреждений розничной торговли, общественного питания, кондитерских и пекарен предусмотрен ряд исключений или возможность ввести упрощенный НАССР.
При внесении изменений в пищевое законодательство Украины во внимание принималась не только необходимость максимальной защиты потребителей, но и необходимость избежать излишней нагрузки на пищевой бизнес.
В Законе установлены процедуры государственного контроля, подразумевающего надзор, инспектирование, одобрение, аудит, мониторинг, обзор, отбор образцов и их исследования (испытания) и другие подобные по своему содержанию действия. Все эти действия производится с целью проведения проверки соответствия пищевых продуктов законодательству о безопасности и качеству. Также, в соответствии с мировой практикой будет осуществляться государственный мониторинг - наблюдения или тестирования в соответствии с ежегодным планом с целью получения общего представления о состоянии дел по выполнению законодательства. Одной из основных задач государственного мониторинга является сбор данных об общенациональном состоянии дел по содержанию загрязняющих веществ, остатков пестицидов и ветеринарных препаратов в объектах санитарных мероприятий для принятия на их основе решений и мер для повышения уровня защиты здоровья потребителей.
При этом Законом упрощаются условия получения эксплуатационного разрешения. Его получают предприниматели, которые занимаются производством и хранением пищевых продуктов животноводческого происхождения. Однако в Законе предусмотрен целый ряд случаев, когда разрешение получать не нужно. Это касается операторов рынка, которые занимаются первичным производством, транспортировкой, хранением, продажей пищевых продуктов, не требующих соблюдения температурного режима хранения при температуре выше 10 ° C. Также эта обязанность не распространяется на заведения общественного питания, розничной торговли и предприятия, которые работают исключительно с продуктами растительного происхождения.
Практические шаги по внедрению системы управления в пищевой промышленности
Важным требованием Закона является необходимость обеспечения прослеживаемости продуктов по всей цепочке. Операторы рынка должны «проследить» или установить других операторов рынка, которые поставляют им пищевые продукты и другие объекты санитарных мероприятий по принципу "шаг назад" и "шаг вперед". Это значит, что контроль опасных факторов, связанных с сырьем, полуфабрикатом и конечным продуктом должен быть внедрен на каждом этапе. Информация и записи по прослеживаемости должны храниться в течение шести месяцев после окончания конечной даты употребления пищевого продукта, нанесенной на маркировке.
Для того, чтобы потребители имели доступ к достоверной информации, все пищевые продукты, находящиеся в обращении на территории Украины, должны иметь маркировку на государственном языке.
Есть ли трудности у наших производителей на этом пути? Да, с точки зрения эксперта, конечно, это не простой путь, но это самый верный способ внедрения эффективной системы управления.
Опыт работы иностранного предприятия «СЖС Украина» показывает, что первым шагом должно быть изучение требований концепции НАССР и обучение персонала предприятия. Для этого нужны опытные специалисты, которые могут не только рассмотреть теоретические аспекты, но и привести практические примеры и дать исчерпывающую информацию по каждому шагу процесса.
Один из способов независимой оценки внедренной системы управления безопасностью пищевых продуктов является сертификация. При этом такая оценка постоянно действующих процедур, основанных на принципах НАССР, в соответствии с Законом не является обязательной. Поэтому в мире применяют так называемый «диагностический аудит», который покажет реальное выполнение требований системы, корректную идентификацию опасных факторов и их оценку и установление дополнительных мер контроля в плане НАССР. Тем не менее, производители, которые имеют сертификат по пищевой безопасности, такой как ISO 22000, FSSC 22000 и др. обладают рядом преимуществ, среди которых лояльность со стороны надзорных органов, конкурентное преимущество в тендерах, усиление собственного имиджа, улучшение инвестиционной привлекательности и многое другое. На рынке Украины компания «СЖС Украина» является лидером инспектирования и сертификации в пищевом секторе, поэтому всегда готова помочь бизнесу.
Весь упор в данном Законе делается на то, что бизнес будет более ответственно подходить к выполнению своих задач. Хоть и говорят, что внедрение системы НАССР не потребует особых затрат, это не совсем отвечает действительности.
Если у предприятия нет внедренной системы управления качеством, ему, прежде всего, необходимо будет внедрить концепцию «риск менеджмента», перестроить все процессы управления производством продукции, а во-вторых, внедрить процессы менеджмента — внутренний аудит, анализ системы менеджмента со стороны руководства и внедрить особые меры контроля в технологической цепочке.
Вывод
Сегодня Украина делает первые уверенные шаги по обеспечению безопасности пищевой продукции, внедрению систем раннего оповещения и быстрого предупреждения об опасных факторах, проведения контроля на местах и международного сотрудничества. Тем не менее, стопроцентное предотвращение нарушений требований одним из участников «пищевой цепочки», также как и предотвращение проезда на красный свет невозможно. Поэтому высокая ответственность за обеспечение безопасности пищевых продуктов возложена не только на производителей, но и на потребителей. Хочется пожелать, чтобы каждый из нас, как потребитель, делал осознанный выбор в пользу производителей, которые обеспечивают безопасность пищевых продуктов и таким образом помогали здоровой конкуренции на этом рынке.
e-finance.com.ua