Во вторник в Одессе министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк провел встречу со своим румынским коллегой Михаем-Резваном Унгуряну.
Встреча двух министров прошла в лучших дипломатических традициях – многочасовое общение за закрытыми дверями, после чего – короткий брифинг, начавшийся на два часа позже назначенного времени. В награду дождавшимся журналистам достались скупые подробности подписанных протоколов.
Как оказалось, упрощения во взаимных поездках украинских и румынских граждан касаются лишь жителей приграничных районов и бизнесменов – тех, кто наиболее часто пересекают границы. Что же касается простых туристов, то о них речь пока не шла.
Наиболее острый политический и экономический вопрос, много лет составляющий камень преткновения в двусторонних отношениях – о статусе острова Змеиный (румынская сторона упорно именует его «скала Серпентул») министры решили вообще не обсуждать, поскольку дело рассматривается в Международном суде ООН по обращению Румынии. По словам М.-Р. Унгуряну, его страна ожидает развязки конфликта примерно в 2008 году.
Как считают эксперты, многолетние претензии Румынии на Змеиный обусловлены богатыми залежами нефти и газа, найденными геологами на морском шельфе вблизи острова.
Более насущной для обеих стран, похоже, оказалась судьба глубоководного судового хода «Дунай-Черное море», восстановленного Украиной в 2003-2004 годах при активном противодействии Румынии. Однако и по этому вопросу министры были немногословны. Борис Тарасюк лишь подчеркнул, что в качестве основы для дальнейших переговоров будут взяты выводы работы Дунайской комиссии, ами которой являются обе наши страны. Ожидается, что они будут озвучены 10 июля.
Как известно, в последние годы Румыния развернула в Европе широкую кампанию протеста против восстановления Украиной судового хода в гирле Быстрое, мотивируя это ущербом, якобы наносимым строительством международному биосферному заповеднику «Дунайские плавни», расположенному на территории обеих стран.
Вместе с тем, как убеждены украинские эксперты по морскому бизнесу, истинной причиной недовольства Румынии стала утрата ею транзитных судовых сборов от прохода украинских транспортных судов в Дунай через румынское Георгиевское гирло. До восстановления канала в Быстром суда Украины вынуждены были проходить через Георгиевское гирло – также расположенное на территории заповедника – и платить румынской стороне по 3500 долларов США судового сбора с каждого прохода каждого судна.
Анна Александрова
ELCOMART-finance
Инф. е-finance