Эксперты Prom.ua и бизнес, который продает товары за границу рассказывают, с чего начинать, почему "новичкам" стоит выбирать ближнее зарубежье, а также о всех тонкостях работы в Казахстане.
Новые рынки
E-commerce развивается очень динамично, а интернет-предприниматели могут продавать по всему миру c помощью крупных маркетплейсов — Amazon, Etsy, TaoBao, Ozon и т. д. Но если вас пугает языковой барьер или дорогостоящая логистика, то расширять свой бизнес можно в странах ближнего зарубежья. Среди них — перспективный рынок Казахстана. Так, в Украине доля электронной коммерции составляет около 3% всего ритейла, а в Казахстане — лишь 1%. В свою очередь, в большинстве развитых стран мира этот показатель достигает 10-15%. Поэтому потенциал для роста колоссальный.
"Три кита, на которых держится трансграничная торговля — это выбор правильной ниши, доставка и оплата, — комментирует Максим Мельник, руководитель регионального развития маркетплейса Prom.ua. — Казахстан — молодой, динамичный рынок для интернет-предпринимателей. Во многих нишах еще нет жесткой конкуренции, безналичные платежи растут быстрыми темпами, а национальные почтовые операторы упрощают логистику."
Популярные товары
По данным маркетплейса Satu.kz (аналог Prom.ua в Казахстане), средний чек онлайн-покупки составляет около 2 700 грн, а в Украине — 950 грн. В ТОП-5 популярных категорий входят товары для красоты и здоровья (маски, шампуни, кремы), дома и сада (кухонные принадлежности, посуда), медицинские товары, техника и электроника (телефоны, смартфоны), а также товары для детей (конструкторы, куклы, развивающие игрушки).
Сергей Синдяшкин, владелец интернет-магазина Kidy, давно работает на рынке Казахстана и рассматривает это как еще одну ступень для выхода на рынок Средней Азии. "В Казахстане населения более платежеспособное. В отличие от украинцев, которые ищут бюджетные варианты, казахстанцы чаще покупают дорогие товары",— делится он.
Как отмечает Максим Мельник, перспективными направлениями торговли для украинских предпринимателей могут стать одежда, обувь, аксессуары. Украинские товары вполне могут конкурировать по качеству и цене с аналогичными товарами китайского производства. Особенно ценятся авторские изделия — платья, сумки, украшения. "В Казахстане любят индивидуальные, авторские вещи, которые подчеркивают статус владельца. В силу культурных особенностей, товары из сегмента Luxury — шубы, украшения, дорогие аксессуары для телефонов, ноутбуков пользуются большим спросом," — комментирует эксперт. А вот технику и электронику казахстанцы больше покупают в Китае.
Также стоит учесть, что по законодательству Республики Казахстан некоторые группы товаров продавать запрещено, либо для них требуются специальная сертификация и лицензирование. Ниже список, некоторых из них:
алкогольная продукция, этиловый спирт;
табак и табачные изделия, курительные смеси;
наркотические и психотропные вещества (прекурсоры);
животные и растения, занесенные в список международной конвенции СИТЕС;
государственные награды;
иностранная валюта и ценные бумаги;
оружие и военная техника;
биологически активные добавок (БАД).
Доставка и оплата товаров
Темпы роста e-commerce заставляют частных и национальных логистов искать удобные решения для доставки товаров, купленных онлайн как на локальном рынке, так и за рубежом. Украина входит в Топ-3 стран по поставкам товаров в Казахстан. Чтобы усилить трансграничную торговлю и включить в нее малый бизнес, "Укрпошта" и "Казпочта" снизили тариф на доставку для украинских предпринимателей на 40%. Также через почтовые отправления можно беспошлинно ввозить в Казахстан товар на сумму до 1000 евро. Посылка приходит в Казахстан в течение 5 дней. Оплату товара можно оформить наложенным платежом и получить в гривне.
Драйвер электронной коммерции — безналичные платежи. Поэтому после того, как вы стали получать стабильные заказы из Казахстана, рекомендуется открыть счет в Республике, для проведения онлайн-оплат. Открытие счета от вашего имени можно поручить аутсорсинговым компаниям. С 2017 года в стране запущена государственная программа "Цифровой Казахстан". Таким образом, все проекты в сфере IT, e-commerce, облачных технологий, электронного документооборота получили преимущества и льготы для развития.
С чего начинать
Стартовать с интернет-продажами в других странах проще и дешевле на маркетплейсах — туда уже приходят покупатели, которые знают и доверяют торговым площадкам. Таким образом, продавец получает свою долю доверия покупателей, рекламу, seo-продвижение без лишних затрат. Также конструкторы сайтов на маркетплейсах позволяют быстро запустить интернет-магазин, не теряя времени на разработку дизайна и технического функционала.
Продавая в других странах, нужно учитывать национальные особенности. В частности, в Казахстане покупатели предпочитают общаться по телефону. Поэтому нужно подключать IP-телефонию, а также дополнительные сервисы — заказ обратного звонка, возможность оставить номер телефона и прочее. Тем самым вы повысите уровень сервиса вашего интернет-магазина и получите клиентов. Однако между Украиной и Казахстаном есть разница во времени в 3-4 часа. По данным Satu.kz 31% покупателей Казахстана совершает покупки с 01:00 до 09:00, и еще 34% покупателей предпочитают заказывать товары с 9:00 до 14:00 по киевскому времени. Поэтому придется подстроить работу интернет-магазина под то время, когда и вы, и покупатель сможете пообщаться.
Выбирая товар для продажи на новых рынках, учитывайте не только спрос и уровень конкуренции, но также его маржинальность. Перспективными, высокомаржинальными товарами для Казахстана являются спортивная одежда (кроссовки, костюмы, спортивный малогабаритный инвентарь), детские брендовые товары (Chicco, Melissa&doug и др.), брендовая одежда. Товары легкой промышленности украинского производства также имеют хорошую маржинальность, ведь их себестоимость ниже чем у экспортных, а качество — достойного уровня. Наконец, чтобы выгодно продавать товары в Казахстане, помимо маржинальности, нужно учитывать размер, вес и стоимость товара до 1 000 евро.
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua