Предложение "Укртатнафты" по ограничению импорта топлива может дестабилизировать ситуацию в стране перед посевной, считают консалтеры из "А-95".
Инициатива крупнейшего украинского НПЗ "Укртатнафта" по ограничению импорта нефтепродуктов через введение квот приведет к росту цен для всех категорий потребителей. Такое мнение выразили эксперты "Консалтинговой группы А-95" по результатам изучения заявления "Укртатнафты" в Минэкономразвития с требованием ограничения импорта, начиная с 1 мая 2018 года.
Эксперты также отмечают, что квотирование импорта дестабилизирует обеспечение страны топливом и не решит проблем нефтеперерабатывающей отрасли
"Инициатива ограничения импорта — очередная попытка монополизировать рынок нефтепродуктов группой "Приват". Дестабилиция поставок в периоды уборочных и посевных, рост цен и дальнейший вывод прибыли на оффшорные юрисдикции — других результатов этот проект иметь не будет", — объясняет директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн.
В "А-95" подчеркивают, что само заявление "Укртатнафты" манипуляционно и не указывает истинные причины сложной ситуации в украинской нефтепереработке.
В частности, своем обращении компания не рассматривает итоги 2017 года, когда она увеличила производство бензинов на 17,4%, а суммарно доля украинских производителей превысила 40% рынка. Выпуск дизтоплива на заводе вырос на 25% тыс. т, доля рынка — до 12%.
Это произошло после перехода "Укртатнафты" и Шебелинского ГПЗ на выпуск нефтепродуктов по стандарту Евро-5, что позволило им нарастить переработку и начать продажи своих топлив по ценам импорта — по максимальным среди всех возможных направлений.
"А-95" прогнозирует, что в текущих рыночных условиях в 2018 году доля бензинов украинского производства превысит 50% рынка. Однако, квотирование и ограничение импорта не решит проблем отрасли.
"Главной проблемой украинских НПЗ на рынке бензина является не импорт, а падение потребления более чем на треть за последние четыре года. Для наращивания продаж "Укртатнафте" необходимо изменить свою сбытовую политику", — отмечает Сергей Куюн.
Также в "А-95" разделяют озабоченность ситуацией в нефтеперерабатывающей отрасли, сложившейся из-за отсутствия инвестиций в модернизацию НПЗ, что привело к низкой эффективности заводов. "Группа "Приват" контролирует "Укртатнафту" с 2007 года и за это время не построила ни одной новой установки, ограничиваясь перепрофилированием и ремонтами существующего оборудования. Рост импорта нефтепродуктов стал следствием, а не причиной упадка отрасли", — рассказывает Сергей Куюн.
Он напомнил, что группа "Приват" уже закрыла два принадлежащих ей НПЗ в Дрогобыче и Надворной из-за их технологической отсталости.
Напомним, в конце марта "Укртатнафта" обратилась в МЭРТ с требованием квотировать импорт бензина и ДТ, начиная с мая 2018 года.
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua