• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ
  • Финансисту
  • Бухгалтеру
  • Малому бизнесу
  • Аналитика
  • Реклама
  • Контакты
  • RSS feed
  • Издается с 9 сентября 2005 года
  • Программа помощи МВФ: как это работает и зачем она нужна Украине
    Опубликовано: 2018-09-07 09:00:40

    Украина находится в преддверии получения очередного транша Международного валютного фонда. Delo.ua объяснят как работает программа помощи, зачем Украине новые кредиты и как другие страны сотрудничали с МВФ.

    6 сентября в Киев прибыла миссия Международного валютного фонда, планирующая серию встреч и обсуждений с правительством в ближайшие две недели. Формально речь идет о достаточно широкой программе обсуждения реформ, как проделанных изменений, так и планов на будущее. Однако одним из главных вопросов этого визита станет решение о предоставлении очередного транша макроэкономической помощи от МВФ. Главным вопросом, отделяющим Украину от следующего транша, остается установление рыночной цены на газ для населения.

    И пока правительство и крупнейшие международные кредиторы будут обсуждать реформы и условия получения транша, delo.ua решило объяснить общий принцип работы программы МВФ, зачем Украине новые кредиты, а также о негативном и позитивном опыте сотрудничества разных стран с фондом.

    Как работают программы помощи МВФ
    Программы помощи (или кредитные программы) — один из главных инструментов Международного валютного фонда. Сам фонд отмечает, что сотрудничает с государствами, которые переживают кризисные ситуации. Речь идет, как о неправильной монетарной политике властей страны, так и о кризисных явлениях, связанных с поведением мировых рынков, или вовсе об угрозах неэкономического характера (войны, политическая нестабильность).

    У МВФ существует десять разнообразных кредитных инструментов в зависимости от длительности программы, глубины кризиса, величины и развитости экономики реципиента. Однако в целом общая процедура одинаковая: государство пишет заявку на сотрудничество с фондом, МВФ разрабатывает программу по которой страна должна противодействовать кризисным явлениям, после чего выделяет общую сумму кредитов на эту программу. В дальнейшем кредит разделяется на отдельные транши, связанные с выполнением отдельных этапов программы. В итоге часто государства получают не всю сумму кредитов, поскольку не выполняют некоторых условий. Так происходит и в случае с Украиной.

    Зачем Украине брать кредиты
    МВФ часто называют "кредитором последней надежды", то есть фактически последними свободными средствами, доступными для государств. Причина этому простая — попадая в кризисное состояние страна ухудшает свой кредитный рейтинг, а значит вероятность возвращения кредитору денег падает. Это увеличивает риски кредиторов, что приводит или к отказу от предоставления денег, или к банальному росту кредитной ставки.

    Именно в последнем и кроется главное преимущество кредитной программы МВФ.

    Кредитная ставка по программе для Украины составляет 3%, тогда как самые дешевые кредиты из других источников обходятся стране минимум в 8,5%. Фактически речь идет о реструктуризации кредитного портфеля.

    Вторым бонусом сотрудничества с программой МВФ является сигнал для других иностранных кредиторов, и, что еще важнее, инвесторов. Тут речь идет именно о программных требованиях фонда, ведь внешние кредиторы и инвесторы понимают, что если деньги предоставлены, то необходимые для стабилизации изменения уже идут. И если для кредиторов это сигнал о том, что деньги будут возвращены, то для инвесторов речь идет о возможности первыми заметить перспективные рынки. Очевидно, для инвесторов остаются важные и другие вопросы, такие как право собственности и, соответственно, способность судебной системой. Однако даже переходные экономики в период выхода из кризиса интересны с точки зрения рискованных инвестиций (высокие риски — высокий выигрыш).

    На что будут потрачены деньги МВФ
    Здесь кроется главное заблуждение по поводу кредитных программ МВФ. Фонд не представляет "живые деньги", которые можно куда-то потратить, вложить в производство, инфраструктуру или же "распилить". Речь идет о средствах с конкретным целевым назначением.

    В случае с Украиной — преимущественно средства идут на пополнение золотовалютных резервов страны, а частично на выплаты госдолга с более высокой процентной ставкой (как упоминалось выше).

    Более того, транши МВФ — это не о физических средствах, а о виртуальной договоренности перечисления СДР (специальной валюты фонда, заложенной на основе корзины из шести мировых валют). Понимание этого пункта очень важно, ведь вопросы "куда делись деньги МВФ" распространены у населения всех стран, сотрудничавших с фондом.

    Кредиты все равно нужно будет возвращать. Стоят ли условия того?
    Действительно, МВФ предоставляет не техничесскую помощь, а именно кредиты. И в фонде подходят очень серьезно к возвращению своих средств, ведь именно это является залогом бесперебойной работы всех десяти механизмов кредитования МВФ.

    В то же время условия МВФ чаще всего состоят из двух частей. Первая относится к макроэкономической стабилизации, включая в себя взвешенную монетарную политику, переходные этапы с ограничениями, требования по бюджетному дефициту (и, как результат, урезанию социальных программ). Для Украины эта часть была актуальна на протяжении первых этапов сотрудничества с фондом в 2015-м, однако сейчас она касается скорее поддержания взятого ранее курса относительно инфляции и бюджетного дефицита.

    Вторая часть включает в себя советы в разрезе экономических реформ, необходимых для преодоления структурных проблем в развитии экономики. Чаще всего именно на этапе этих договоренностей сотрудничество фонда и страны-реципиента прекращается. Так неоднократно было и с Украиной. Однако в случае с Украиной требования второй группы практически полностью совпадают с рекомендациями других партнеров Украины — ЕС и США. Просто МВФ, в отличии от остальных, имеет реальные рычаги на продвижение тех или иных изменений.

    А кому-то помогали программы МВФ?
    Начиная с 80-х годов программы кредитования МВФ становятся достаточно частым явлением, потому сейчас можно оценивать сотни разнообразных программ фонда с десятками стран. Для Украины наиболее показательным может быть опыт Восточной и Центральной Европы, где сотрудничество с фондом давало положительные результаты разной интенсивности.

    Например, программы с Молдовой и Грузией преимущественно были нацелены именно на первую часть (макроэкономическую стабильность), тогда как позитивные изменения Грузии конца 2000-х были в основном вне программы сотрудничества с МВФ. Тем не менее, в Грузии программы сотрудничества с фондом давали стабилизирующий эффект, что сбавило социальные протесты против непопулярных изменений.

    В то же время в Польше и Венгрии МВФ стал гарантом основных трансформаций стран в начале 90-х. "Шоковая терапия" Лешека Бальцеровича в Польше и "План Бокроша" в Венгрии (комплекс мер по переходу к открытой рыночной экономике) были разработаны в тесном сотрудничестве национальных правительств и фонда. В то же время программа сотрудничества со Словакией тогда таких эффектов не дала и закончилась на этапе стабилизации.

    В исследовании Принстонского университета подчеркивают эту зависимость между длительностью сотрудничества с МВФ и эффективностью программы. Страны, выходящие из переговоров сразу после стабилизации, получают гораздо меньше, чем те, кто проходит весь путь.

    Есть ли негативный опыт сотрудничества с фондом?
    За МВФ закрепился целый портфель "неудачных программ". В большинстве своем эти программы осуществлялись со странами Латинской Америки. Наиболее распространенные примеры тут касаются Боливии, Мексики и Аргентины. Хотя и тут есть свои особенности.

    За последние 20 лет Аргентина пережила целую серию дефолтов, галопирующую инфляцию и несколько политических кризисов. И практически все время (хотя и с перерывами) страна сотрудничала с МВФ. Британское издание The Economist описывает эту историю, как каноническую в смысле неудачного примера программ МВФ. После выставления жестких критериев фонд фактически не осуществлял контроля за их выполнением, тогда как транши продолжали поступать. В то же время местная власть искусственно держала курс местной валюты, отталкиваясь от постоянных поступлений кредитов МВФ. Как итог — валюта таки обвалилась, но к этому моменту золотовалютные запасы страны были исчерпаны, а внешний долг существенно возрос. Несмотря на то, что большая часть вины за такой сценарий лежала на местном правительстве, история с Аргентиной (как ранее с Мексикой) стала ассоциироваться с провалом МВФ.

    В таком случае стоит ли рисковать?
    В программах сотрудничества с МВФ главное помнить о двух вещах. Во-первых, большинство требований фонда — рамочные и так или иначе необходимы для открытия экономики внешним рынкам. И, во-вторых, МВФ чаще всего — последний инструмент поддержания экономической стабильности. И часто альтернативный вариант сотрудничеству с фондом — дефолт.

    АЛЕКСАНДР КОСТРЫБА

    Инф. delo.ua

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    Электронная почта проекта: info@e-finance.com.ua
    Тел.: +380-50-441-7388

    bigmir)net TOP 100
    Яндекс.Метрика

    Яндекс цитирования
    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. За содержание рекламы ответственность несет рекламодатель. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.