Есть герои, которых, очевидно, лучше любить на расстоянии. Так, Лакшми Миттал после успешно проведенной операции по поглощению Arcelor (хотя у него возникли некоторые трудности на завершающем этапе -- трудно идет скупка акций европейской корпорации) стал в Индии настоящим героем, однако это отнюдь не значит, что его жаждут видеть на родине.
Так, например, Mittal Steel никак не может найти взаимопонимание с администрацией индийского штата Джаркханд, где транснациональная группа планирует построить металлургический комбинат производительностью 12 млн. тонн в год и стоимостью порядка 8,7 млрд. долларов. Обе стороны обвиняют друг друга в проволочках с выбором площадки для строительства, кроме того, не решен вопрос с предоставлением Mittal Steel лицензий на разработку месторождений железной руды. На прошлой неделе представители Mittal Steel даже вступили в контакт с властями соседней провинции Орисса, заявив, что готовы перенести стройку в этот регион, так же богатый железной рудой. В Ориссе пообещали создать комиссию и рассмотреть предложение, ежели таковое поступит.
Впрочем, в центре внимания индийских деловых кругов в последние дни находится даже не перипетии нового проекта Mittal Steel, а слухи о возможном приобретении этой группой компании Tata Steel, одной из наиболее эффективных и быстро развивающихся металлургических компаний мира. Руководство группы Tata, к которой относится Tata Steel, немедленно выступило с заявлением о том, что не поддерживает эту идею и будет сопротивляться поглощению. В частности, уже принято решение увеличить долю акций Tata Steel, находящуюся в собственности Tata Group.
Сама Tata Steel строит исключительно амбициозные планы на будущее, и присоединение к группе Лакшми Миттала в них не входит. К 2015 году компания рассчитывает увеличить объем выплавки стали более чем в 3,5 раза и довести их от прошлогодних 8,7 млн. тонн до около 30 млн. тонн. Так, было объявлено о намерениях расширить производительность таиландского завода Millennium Steel, на 65% принадлежащего Tata, от 1,2 млн. до 1,7 млн. тонн в год, а также, возможно, построить в Таиланде интегрированный металлургический комбинат. По данным Tata Steel, спрос на сталь в этой стране увеличивается на 7% в год благодаря реализации новых инфраструктурных проектов и развития автомобилестроения.
А вот в Бангладеше, где Tata Group реализует комплексный проект объемом 3 млрд. долларов, включающий угольные шахты, электростанцию и меткомбинат на 2,4 млн. тонн в год, возникла заминка. Руководство индийской группы приостановило все работы, обвинив правительство Бангладеш в том, что оно тянет с предоставлением Tata необходимых лицензий и разрешений.
Цены отступают
Стоимость китайской продукции, отправляемой на внешние рынки, продолжает снижаться. За первые две недели июля цены как на длинномерный, так и на плоский прокат уменьшились, примерно, на 20-30 долларов за тонну на региональном рынке и утратили по 200-400 юаней за т (25-50 долларов) при продажах внутри страны. Как отмечают китайские специалисты, спрос на стальную продукцию слабый. Одни потребители обеспечены на несколько недель вперед, другие выжидают, рассчитывая на еще более выгодные условия. К тому же, начинается летний спад деловой активности, и накануне сезона отпусков клиенты не видят смысла в новых закупках.
В июле китайские экспортеры резко увеличили поставки в страны Ближнего Востока, что ударило по производителям из стран СНГ, вынужденным опустить цены. Стоимость заготовок, еще в начале июля достигавшая 430-445 долларов за тонну FOB, сократилась до около 400-410 долларов за тонну FOB, арматура и катанка подешевели, примерно, до 430-440 долларов за тонну FOB. Впрочем, в России и Украине сейчас, наоборот, пик спроса на конструкционную сталь, а цены превышают мировой уровень, так что экспортеры перенацеливаются на преимущественное удовлетворение потребностей местных потребителей.
На рынке плоского проката цены вообще снижают, в основном, только китайцы, вынужденные пересмотреть свои котировки на горячекатаные рулоны, доведя их до уровня 540-570 долларов за тонну FOB по сравнению с 550-600 долларов за тонну в начале июля. Очень резко подешевела толстолистовая сталь коммерческих сортов. По словам трейдеров, сейчас трудно найти покупателей из расчета 520 долларов за тонну FOB, хотя еще в июне нормальной ценой были 580 долларов за тонну FOB.
Тем не менее, прочие региональные производители листовой стали настроены достаточно оптимистично. Корейская INI Steel, тайванская China Steel, ряд индийских компаний объявили о повышениях цен по июльским и августовским поставкам. В первую очередь, это относится к дефицитным продуктам -- судостроительной толстолистовой стали, оцинкованной стали, электростали. Холоднокатаные рулоны относительно стабильны на отметке 660-680 долларов за тонну C&F. Вообще, по мнению ряда специалистов, спад затронул только “перегретый” рынок горячекатаных рулонов, которые в последние месяцы, и впрямь, поднялись в цене в большей степени, нежели другие виды стальной продукции.
Не думают о понижениях цен и в западных странах. Например, ведущие американские производители листовой стали, уже поднявшие стоимость своей продукции на 20-30 долларов за короткую тонну (907 кг) в июле, анонсировали рост на 20 долларов за короткую тонну и по августовским поставкам. При этом, цены на горячекатаные рулоны должны дойти до около 650 долларов за короткую тонну.
Русские пришли!
После заключения последних контрактов на мировом рынке железной руды (на прошлой неделе было подписано, наверное, финальное соглашение о поставках окатышей бразильской компании Samarco на Ближний Восток) наступило затишье. Китайские компании сократили закупки сырья у индийских поставщиков, поскольку в местных портах его и так складировано около 40 млн. тонн, а цены на концентрат не превышают в настоящее время 70-71 долларов за тонну C&F.
Зато настоящими возмутителями летнего спокойствия стали российские поставщики -- Михайловский и Лебединский ГОКи, входящие в группу “Металлоинвест”. С 1 июля они повысили цены на свою продукцию на 25-30%, объяснив свои действия подорожанием стали на мировом и российском рынках. Похоже, плохие предчувствия российских металлургов, опасавшихся негативного воздействия на рынок железорудной монополии Алишера Усманова, начали оправдываться. Кроме того, источники сообщают о возможном подъеме цен и на украинскую железную руду.
На рынке металлолома продолжается затишье. При этом, его стоимость таки начинает медленно понижаться. На прошлой неделе японская компания Tokyo Steel сообщила о снижении закупочных цен на лом, а в США цены на ряд сортов сократились на 8-10 долларов за тонну по сравнению с предыдущим месяцем. Стоимость материала 3А из стран СНГ, поставляемого в Турцию, пока указывается на уровне около 290 долларов за тонну C&F, но эти цены имеют, по большому счету, номинальный характер, так как реальных сделок практически не происходит. Потребители продолжают выжидательную политику.
Инф. ukrrudprom