Законодатели предлагают оставить IT-специалистов, работающих как ФЛП, на "упрощенке", но постепенно повышать ставку единого налога до 10%.
Верховная Рада Украины взялась за урегулирование вопроса налогообложения специалистов в сфере IT. Одно из предложений законодателей — выделить сотрудников отрасли, работающих как физические лица-предприниматели, в отдельную группу плательщиков единого налога, постепенно повышая его ставку. Представители IT-бизнеса такую инициативу встретили положительно — к повышению налогов отрасль готова. Но особенно выигрышным для них это предложение оказалось на фоне недавней инициативы Министерства социальной политики по борьбе с незадекларированными трудовыми отношениями, которая поставила под угрозу законность работы любого ФЛП, а особенно — в сфере информационных технологий.
Что предлагают законодатели
Основная цель проекта закона №10094 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно развития креативных индустрий в Украине)" — выделить предпринимателей в сфере IT, работающих как ФЛП, в отдельную, пятую, группу плательщиков единого налога. Как объясняют авторы проекта закона, инициатива направлена на то, чтобы сохранить существующую динамику экономического роста IT-отрасти и избежать оттока специалистов из Украины.
По данным ассоциации "IT Ukraine", на начало 2018 года в индустрии информационных технологий в Украине работало порядка 127 тысяч специалистов. 90% из них — по упрощенной системе налогообложения, выплачивая 5% единого налога от дохода и минимальную ставку единого социального взноса (ЕСВ".
Как отмечают авторы инициативы, IT-компании в Украине на сегодняшний день не могут позволить себе взаимодействовать с сотрудниками в формате полноценных трудовых отношений с соответствующей ставкой налогообложения. Поэтому "упрощенка" на сегодняшний день является фактически единым конкурентным преимуществом Украины перед другими странами. При этом, основной риск для IT-отрасли, которая в Украине стала наиболее быстрорастущим сектором экономики, — трудовая миграция в Западную Европу и США.
Предлагая выделить сотрудников IT-индустрии в пятую группу плательщиков единого налога, законодатели также предусмотрели для них с 2020 года ежегодный рост ставки единого налога на 1%, чтобы через 5 лет она достигла 10%. Но такой вариант предусмотрен для тех, чей годовой доход не превышает 7,5 млн грн. Ставка налога для тех, у кого доход больше, согласно проекту закона, сразу должна составлять 15%.
Кроме того, в проекте закона предусмотрено и повышение ЕСВ для плательщиков пятой группы. С 2020 года, согласно инициативе, для них он будет составлять двойной размер минимального страхового взноса.
При этом законодатели определили, что IT-специалисты, работающие как ФЛП и относящиеся к пятой группе, не могут использовать труд наемных лиц. Зато они имеют возможность работать в помещениях, пользоваться техникой, программными средствами и информационными системами других юридических или физлиц, не заключая с ними при этом трудовой договор.
Компромисс бизнеса и государства
Свою роль в появлении предложения об отдельной группе единого налога для IT-специалистов сыграла и инициатива Министерства социальной политики относительно борьбы с незадекларированным трудом. Проект закона, который был вынесен на общественное обсуждение, предусматривал борьбу с махинациями недобросовестных работодателей, которые оформляют полноценные трудовые отношения договорами гражданско-правового характера. Но под критерии, согласно которым и должен был быть установлен факт наличия трудовых отношений, могут подпасть практически все сотрудники IT-индустрии, работающие как ФЛП. И в таком случае работодателям пришлось бы либо расторгать с ними трудовые отношения, либо заключать договор, либо платить штраф.
По мнению IT-предпринимателя, члена совета директоров компании TemplateMonster Давида Брауна, такая инициатива Минсоцполитики может еще больше снизить и без того невысокий уровень доверия граждан к государству и его политике. Впоследствии это может привести к тому, что в тень уйдет чуть ли не весь бизнес. И самые обширные инструменты для этого есть как раз у IT-специалистов — их бизнес виртуальный, системы оплаты разные, юрисдикций тоже может быть разное количество.
По мнению Брауна, государству и бизнесу в этом вопросе нужно прийти к единой точке. И предлагаемая инициатива о пятой группе плательщиков единого налога как раз и может стать рабочим инструментом в этом диалоге.
"С точки зрения представителя IT-индустрии, эта инициатива комфортная, она определяет правила игры на ближайшие 5 лет, и все компании могут адаптироваться к этому периоду, правильно его заложить в бюджет, — говорит он, — Этот законопроект расставляет точки над "і" и определяет, что в ближайшие годы ситуация будет именно такая. В IT контракты долгосрочные, и это очень важно".
IТ-бизнес готов платить государству больше
По мнению менеджера группы Международного налогообложения PwC Украина Дарии Федченко, предложение законодателей о введении пятой группы единого налога для частных предпринимателей, занятых в IТ-сфере, действительно может стать компромиссом между бизнесом и правительством. При этом, даже постепенное увеличение налоговой нагрузки на них не спровоцирует негативный эффект, считает Федченко.
"Предложенное постепенное повышение налоговой нагрузки на ЧП, занятых в индустрии IT-разработки, вряд ли окажет существенный негативный эффект на отрасль или спровоцирует чрезмерную трудовую миграцию и отток иностранных инвестиций, если при этом мы получим простую и стабильную систему налогообложения. Многие инвесторы, которые нацелены на длительную работу в Украине, будут готовы нести большие расходы при условии гарантии защиты их инвестиций со стороны государства", — считает Федченко.
При этом, по ее словам, даже с учетом такого повышения, стоимость привлечения украинских специалистов и Украины, как юрисдикции для ведения бизнеса, остается достаточно конкурентной по сравнению, например, с Польшей и Венгрией, которые также активно развивают это направление своей экономики.
На сегодняшний день квалифицированные IT-специалисты в Украине "на руки" получают заметно больше, чем их коллеги в ЕС, поэтому в долгосрочной перспективе увеличение налоговой нагрузки на оплату их труда неизбежно, говорит лидер глобального организационного развития DataArt Михаил Завилейский.
Но в этом процессе важно налоговый пресс отпускать равномерно, ведь если переход будет резким и соблюдение норм будет контролироваться надзорными и силовыми ведомствами, то в лучшем случае перестройка будет хаотичной и контрпродуктивной для индустрии. В худшем случае, она может послужить источником коррупции за счет незаконных схем, которые могут давать экономическое преимущество отдельным игрокам рынка, считает он.
В такой ситуации, по мнению Завилейского, выделение IT-компаний и IT-специалистов в отдельную, желательно саморегулируемую группу, выглядит разумным.
"Те, кто заинтересован в сохранении режима преференций, сами позаботятся о дисциплине и не допустят злоупотреблений и мимикрии, тем более что в IT-секторе много зрелых и политически активных людей. Радикальные альтернативные предложения требуют более основательного фундамента в экономической и правовой системах Украины. Поток профессиональных мигрантов в Центральную и Западную Европу доказывает, что специалисты и компании готовы платить более высокие налоги, когда они уверены в надежности систем социальной защиты и эффективности государственных расходов. Без этой уверенности может быть трудно провести черту между вкладом в благосостояние общества и очередными поборами в пользу текущей конъюнктуры. Едва ли мы хотим, чтобы украинские налоговые инновации привели к новой волне инвестиций в экономику Польши и других соседей", — говорит он.
Более того, по мнению Давида Брауна, максимальная ставка налога в размере 10% является адекватной, и IT-отрасль к этому готова. Но если бы она была выше, то с конкурентоспособностью украинских специалистов уже могли бы возникнуть проблемы.
"В Беларуси ставка тоже 10%, но зарплаты в IT-отрасли в Украине повыше, чем там. Если бы в Украине было 15% для всех, то для подрядчика на фоне Беларуси с более низкими зарплатами и налогами украинские специалисты выглядели бы менее выигрышно. Но 15% для тех, кто зарабатывает больше 7,5 млн грн в год тоже адекватная ставка. Я бы даже назвал это в некоторой степени налогом на роскошь — если кто-то зарабатывает действительно много, то и платит немного больше", — говорит Браун.
В то же время, как отмечает Дария Федченко, предлагаемый проект закона является скорее временной мерой для государства, нежели кардинальным изменением подхода к определению трудовых отношений, поскольку содержит ряд неурегулированных вопросов. В первую очередь, он не учитывает интересы ряда других отраслей, в которых привлечение работников в форме договора с ЧП также является обычной практикой.
Во-вторых, в текущей версии законопроекта открытым остается вопрос переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые, то есть он не обеспечивает в этой части дополнительной гарантии для инвесторов, отмечает эксперт.
Тем не менее, для государства урегулирование вопроса налогообложения специалистов в стремительно развивающейся отрасли, как и сохранение динамики ее развития, остается важным. Так, в Верховной Раде уже есть альтернативное предложение депутатов — временно (до 2025 года) установить льготную ставку налога на доходы физлиц НДФЛ для IT-специалистов в размере 9%, а ЕСВ — в размере 5% от зарплаты.
ДАРЬЯ НИНЬКО
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua