Несмотря на множество заявлений авиакомпаний, экономическая подоплека этих планов остается сомнительной. Во многом, на их реализацию может повлиять ухудшение экономической ситуации в Украине к осени, на которую запланировано открытие новых рейсов.
В последние дни европейские лоукостеры один за другим сообщали о своих планах по открытию новых рейсов из Украины. Причем маршруты будут стартовать не только из столицы, но и из региональных аэропортов. Почему европейские низкобюджетные авиаперевозчики обратили свое внимание на нашу страну, выясняло Delo.ua.
Все вместе
На прошлой неделе самый крупный европейский лоукостер Ryanair объявил о старте полетов из новых для него украинских аэропортов. В частности, авиакомпания планирует начать выполнять рейсы из Харькова. Лоукостер решил первым взять "на пробу" рейс в польский Краков. По этому маршруту перевозчик начнет полеты с 17 июня. Немного позже — с 27 октября — к этому рейсу добавится направление в литовский Вильнюс.
Исполнительный директор авиакомпании Ryanair Sun (дочерняя фирма Ryanair) Михал Качмажик, которого цитирует сайт харьковского аэропорта, заявил, что в дальнейшем лоукостер планирует связать Украину с 24 городами в 11 странах и перевозить в год 1,4 млн пассажиров. Напомним, сейчас авиакомпания летает только из Киева и Львова.
Это заявление нашло свое подтверждение уже на следующий день, когда Ryanair объявил о старте полетов из аэропорта Одессы. Отсюда карта полетов оказалась шире, чем из Харькова. Лоукостер заявил о планах полететь из Одессы в три польских города — Краков, Катовице, Вроцлав и немецкий Берлин. Рейсы в Краков стартуют с 16 июня, а в Катовице и Вроцлав — с 29 октября. Когда именно полетят самолеты в Берлин пока что неизвестно.
По всей видимости, это не последние анонсы от этой авиакомпании. В сообщении на сайте авиаузла процитирован директор по маркетингу и коммерции авиаузла Вячеслав Чеглатонев, который заявил о том, что открытие четырех новых направлений — это только начало сотрудничества с Ryanair. "Мы уже активно работаем над возможностью открытия новых рейсов в Германию, Испании, Греции и другие страны", — сообщил он.
Но не только из Харькова и Одессы были объявлены новые маршруты от Ryanair. Не оставил без внимания лоукостер и столицу. На днях он сообщил о том, что с 29 октября будет открыт маршрут в испанскую Валенсию.
Решил не отставать от Ryanair его прямой конкурент — лоукостер Wizz Air. Авиакомпания объявила о планах по началу полетов из Киева в немецкий Лейпциг. Рейсы будут выполняться с 5 июля.
Помимо того, на следующей неделе латвийский лоукостер airBaltic начинает полеты из Львова в Ригу. А уже с 18 апреля открываются рейсы Киев-Париж от французской Aigle Azur, которая позиционирует себя также как низкобюджетный перевозчик. Мало того, еще одна авиакомпания — итальянский Ernest — получил право от итальянских чиновников на выполнение полетов по маршруту Рим-Одесса.
Но активно открывают рейсы не только европейские низкобюджетные перевозчики. В последнее время анонсировал несколько новых маршрутов и украинский лоукостер SkyUp. В частности, он намерен начать полеты из Киева в хорватскую Пулу, а из Харькова — в испанскую Барселону, кипрскую Ларнаку, итальянский Римини, грузинский Кутаиси. Кроме того, перевозчик запланировал старт рейсов из Запорожья в Барселону. Еще раньше SkyUp сообщил о намерении открыть полеты из Одессы в армянской Ереван, а также в вышеуказанные Барселону, Кутаиси и Римини.
Борьба конкурентов
Опрошенные Delo.ua эксперты пока что не дают однозначного ответа на вопрос о причинах столь бурного открытия новых маршрутов низкобюджетными авиакомпаниями из украинских аэропортов. Так, коммерческий директор по авиационной деятельности аэропорта "Харьков" Владислав Ильин считает, что нет каких-то общих причин, которые бы повлияли бы на то, что европейские лоукостеры стали активно открыть рейсы в Украину.
"Каждый аэропорт ведет переговоры с каждой авиакомпанией самостоятельно. Кроме того, у каждого перевозчика есть своя стратегия развития, в том числе борьбы с конкурентами. Совокупность этих факторов и влияет на открытие рейсов, — говорит он. — На нынешнюю активность повлияло просто совпадение факторов, например, наличие технической возможности у авиакомпаний, усиление конкуренции, наличие привлекательных цен на обслуживание в аэропортах, а также имеющийся спрос и потенциал украинского авиарынка".
Мало того, некоторые эксперты считают, что планы могут так и не реализоваться. В частности, исполнительный директор "Украинской авиатранспортной ассоциации" Николай Щербина отмечает, что пока что рано говорить о том, что европейские лоукостеры активно начинают выполнять новые рейсы из Украины.
"Пока что это только намерения об открытии, а не само открытие. Многих сейчас радуют такие новости! Но экономическая подоплека данных планов сомнительная. Во многом, негативно на реализацию этих планов может повлиять возможное ухудшение экономической ситуации в Украине к осени, на которую запланированы многие новые рейсы. Ведь сейчас никто даже не знает каким будет курс гривны к иностранным валютам через полгода", — ожидает он.
Вместе с тем находятся специалисты, которые все-таки видят в активном приходе лоукостеров общие причины. Так, эксперт авиационного рынка Андрей Ярмак объясняет быструю экспансию лоукостеров в Украину следует как глобальными факторами на рынке авиаперевозок в Европе, так и локальными украинскими обстоятельствами. "За последние годы лоукостеры исчерпали почти весь потенциал роста авиаперевозок в ЕС. По данным ИКАО, динамика роста европейского авиарынка за 2018 год составила порядка 6,7%. При этом полетная карта маршрутов лоукостеров уже довольно плотно соединяет различные города и страны между северной, западной и южной частями Европы. В то же время у этих авиакомпаний в портфеле большой заказ на поставку новых самолетов, под которые нужно открывать новые направления с высоким коммерческим потенциалом для поддержания рентабельности всего бизнеса. Исходя из этих факторов, очевидным и необходимым является расширение деятельности перевозчиков на Восток Европы", — говорит эксперт.
Но куда двигаться в этом направлении? Андрей Ярмак напоминает, что на сегодня авиационные рынки России и Беларуси закрыты для экспансии лоукостеров. "Они находятся под жестким государственным протекторатом, который исповедует тактику выполнения паритетного количества полетов и назначенных перевозчиков, — рассказывает он. — Кроме этих стран, на востоке Европы остается, по сути, только Украина, авиационная власть которой придерживается либеральной политики регулирования авиарынка. Таким образом, наша страна стала "заложником" вышеуказанных глобальных обстоятельств, оказавшись в правильное время в правильном месте".
Но было бы наивно полагать, что лоукостеры придут в Украину только потому что им больше некуда открывать маршруты. Такие перевозчики постепенно прощупывают возможности для начала полетов на Кавказ, Ближний Восток и Северную Африку. Понемногу они уже начинают туда летать. Конечно, не так активно, как внутри ЕС, но тенденция выхода за пределы Европы очевидна. Поэтому есть и чисто украинские причины, из-за которых низкобюджетным авиакомпаниям становится интересно открывать рейсы в Украину.
По мнению Андрея Ярмака, к локальным факторам, которые обусловили активный заход лоукостеров на украинский рынок, стоит отнести последние изменения в экономическом, политическом и социальным развитии страны за последние несколько лет. "Политическая поддержка на самом высоком уровне развития бюджетных авиаперевозок, отложенный спрос на перелеты из-за экономического кризиса и войны в Украине, подписание безвиза, постоянный этнический траффик украинцев в Италию, Португалию, Испанию, значительные объемы трудовой миграции из Украины в Польшу, Германию, страны Балтии, продолжение либерализации воздушного сообщения на уровне авиационных властей Украины и Европы, в первую очередь с Германией, Францией, Австрией, улучшение инфраструктуры аэропортов страны, в частности, в Одессе, Запорожье, а также планы по реконструкции в Виннице и Черновцах", — рассказывает он.
Андрей Ярмак считает, что все эти факторы позволили Украине привлечь к себе внимание лоукостеров и отобразились на их географии их полетов. "В основном, низкобюджетные авиаперевозчики сделали акцент на рейсах в Польшу и Германию, на которых существует экономический потенциал от перевозки трудовых мигрантов из Украины, а также курортных направлениях для украинцев в Испанию и другие подобные страны. Подобная тенденция должна сохраниться и в обозримом будущем, поскольку потенциал украинского авиарынка еще только раскрывается и ведется отчаянная борьба за долю на нем и пассажиров. Авиакомпании стараются максимально расширить зону охвата клиентов, потому смотрят в первую очередь на региональные аэропорты", — заключает он.
ДМИТРИЙ УЛЯНИЦКИЙ
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua