• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Под угрозой рекорда: обновит ли Украина в этом году исторический максимум урожая
    2019-08-22 10:30:12

    И почему ожидаемые 75 млн тонн зерна — это не для всех хорошая новость.

    Украинские аграрии выполнили половину плана по уборке урожая. По данным Минагрополитики, ранние зерновые убраны на площади 9,8 млн га или 99% от засеянного. Собрано 38,5 млн тонн зерна, из которых 28,2 млн тонн — пшеница.

    По данным аналитиков компании "Украгроконсалт", темпы уборки на середину августа опережали прошлогодние показатели у пшеницы (+3%), ячменя (+7%), овса (+7%), озимого рапса (+29%). Уборка ржи идет на 18% медленнее, чем в прошлом году.

    Средняя урожайность составила 39,1 ц/га, против 34,8 центнера с гектара в прошлом году по группе ранних зерновых. А урожайность выше прошлогодней зафиксирована у пшеницы (+10,7%), ячменя (+16,1%), ржи (+5,3%) и овса (+4,9%).

    По словам замминистра агрополитики Владимира Топчия, период перезимовки был благоприятным для сохранения посевов озимых культур, а весной погода была даже лучше прошлогодней — с умеренными температурными режимами и близкой к норме влагообеспеченностью.

    "Нет оснований полагать, что урожай ранних зерновых культур 2019 года в Украине будет ниже прошлогоднего", — прогнозировал замминистра в мае. Спустя три месяца этот прогноз сбылся с перевыполнением.

    Официальный прогноз урожая украинское Министерство агрополитики еще не озвучило, хотя американский Минсельхоз сделал это еще несколько месяцев назад. Согласно отчету USDA, урожай в Украине в 2019 году составит 75 млн тонн. Это максимальный показатель за историю наблюдений и на 5 млн тонн больше прошлогоднего — тоже рекордного урожая.

    В прошлом году рекорд в 70 млн тонн стал неожиданностью, так как всю первую половину сезона отрасль дружно переживала о состоянии посевов вследствие засухи и дождей, а потом — о качестве собранного зерна. Урожай-2018 наполовину был обеспечен кукурузой, рекордный вал которой компенсировал недобор по группе ранних зерновых. В этом году рекорд более очевиден, так как результат уборки ранних зерновых уже превысил прошлогодний результат, а в поздних зерновых львиную часть вала формирует кукуруза, для созревания которой установились благоприятные условия.

    Зерно на вывоз
    Параллельно Украина входит в активную фазу экспорта зерна с присущими этому периоду проблемами в части железнодорожной логистики. Старт традиционному "зерновому коллапсу" в этот раз дал президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко, заявивший, что значительная часть урожая может быть потеряна из-за "проблем с логистикой, и, в частности с железнодорожным транспортом, который является главным перевозчиком аграрной продукции с долей порядка 63%".

    "Проблема в серьезном дефиците локомотивной тяги, из-за чего многие производители сельхозпродукции не успевают перевезти ее в срок", — сказал он.

    Потери, по его мнению, могут составить до 5 млн тонн, преимущественно пшеницы, ячменя, гречки. Исходя из средней цены тонны в 160 долларов, общий ущерб, по оценке главы УАК, исчисляется сотнями миллионов.

    Исходя из прогноза урожая в 75 млн тонн  экспортный потенциал Украины на текущий сезон находится в диапазоне 45-50 млн тонн. Не менее 25 млн тонн должно быть вывезено до конца календарного года с максимальной интенсивностью в осенние месяцы.

    Председатель Ассоциации владельцев вагонов Александр Криворучко также не исключает, что задача доставки зерна в порты может оказаться непосильной для "Укрзализныци". "Коллапс уже имеет место. На основные рынки сбыта мы перевозим нашу продукцию через порты большой Одессы и вот там у нас есть несколько факторов. У нас ситуативно получается нехватка локомотивов", — сказал он.

    Обычно недостаток мощностей железной дороги на пике сезона перекрывается автотранспортом, но в этом году этот канал частично недоступен, так как на август-сентябрь запланирован рекордный ремонт дорожного полотна.  Таким образом, автодороги, которые традиционно выступали компенсатором, в этом году, будучи частично закрытыми, наоборот, увеличат нагрузку на железнодорожный транспорт.

    В свою очередь, председатель правления "Укрзализныци" Евгений Кравцов назвал ситуацию "дежавю по-железнодорожному", которое повторяется каждый август и уверил, что 1) железная дорога полностью готова к вывозу зерновых нового урожая и 2) имеет для этого все необходимые ресурсы.

    По его словам, текущие мощности УЗ позволяют перевозить до 40 млн тонн зерновых грузов в год.  "Мы можем выйти на 3,8 млн тонн ежемесячно, если будет ритмичный заказ и планирование на год", — заявил  Кравцов.

    При этом стратегическая программа развития УЗ предусматривает наращивание мощностей для возможности перевоза до 5 млн тонн зерновых грузов в месяц. С начала сезона (а это 1 июля 2019 года) в порты перевезено 4,26 млн тонн зерновых, что на четверть больше результатов  аналогичного периода прошлого года.

    Отметим, что опасения участников рынка как минимум объяснимы, поскольку в прошлом году железная дорога работала с перебоями, формируя многодневные "пробки" из вагонов с зерном в южном направлении. В УЗ объясняют, что проблема была на стороне портов, а причина зерновых заторов — в частности в неэффективной работе стивидоров. Сам железнодорожный монополист готов обеспечить ритмичную поставку зерновых грузов: увеличить объемы перевозок удалось за счет организации зерновых маршрутов — с начала июля "Укрзализныця" ежедневно формирует не менее 10 маршрутов из собственного вагонного парка. Также расширились вагонный парк и парк локомотивов.

    Вопреки этим бравурным уверениям, УЗ была вынуждена ввести с 16 августа 2019 года бессрочный запрет на отгрузку зерна и зернобобовых для ряда компаний-экспортеров в направлении терминалов в Николаевском морском порту из-за перегруженности инфраструктуры. 

    Цена вопроса
    Цена на украинский урожай зависит в том числе от показателей уборки в других странах — поставщиках зерна из Причерноморского региона. В России до последнего времени доминировали самые оптимистичные виды на будущий урожай, которые в последний месяц резко сменили тональность. Причина — непогода (дожди и засуха), из-за которой в 15 регионах России был введен режим чрезвычайной ситуации. Прогнозы урожая пока радикально не понижаются (но не исключено, что это произойдет в будущем), и остаются на уровне 120-123 млн тонн, из которых около 80 млн — это пшеница.

    Напротив, в Казахстане, по данным аналитиков "Украгроконсалт", погодные условия были благоприятными для полного созревания зерна и завершения уборочных работ.

    Что касается мировых цен на украинское зерно, то ориентиром может служить недавний тендер Египта, который закупил пшеницу происхождением из Украины и России с поставкой с 15 по 30 сентября 2019 года. Средняя цена закупки составила $199,75 FOB плюс $18.25 фрахт.

    Также цены может подтолкнуть к росту возможное снижение фактических урожаев по сравнению с планами. USDA снизили ожидания производства и объема торговли из-за неурожая в Турции, ЕС, Казахстане и России. Несмотря на то что в 2019/20 МГ мировой урожай пшеницы ожидается на рекордном уровне 768,07 млн тонн (+38 млн тонн за сезон), прогноз мирового экспорта пшеницы месяц от месяца снижается — в июле на 2,3 млн тонн, в августе еще  на 0,48 млн тонн до 182,6 млн тонн. Мировые конечные запасы пшеницы были скорректированы вниз на 1 млн тонн (285,4 млн тонн; +10 млн тонн к 2018/19 МГ).

    ВИТАЛИЙ КРАВЧЕНКО

    Инф. delo.ua

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.