До июля 2007 года «Укрзализныця» станет акционерным обществом, которое можно будет приватизировать. Государственная администрация железнодорожного транспорта будет преобразована в акционерное общество, в котором 100% акций будет принадлежать государству. Об этом заявил Генеральный директор предприятия Василий Гладких. По его словам «Укрзализныця» будет представлять собой одно юридическое лицо, и иметь в своем составе несколько акционерных компаний по направлениям деятельности, «как например, здравоохранение и образование». По мнению юристов, такой шаг — подготовка предприятия к приватизации будущим правительством.
Реформа на «Укрзализныце» предполагает, что шесть существующих железных дорог, которые сейчас имеют статус отдельных юридических лиц, будут преобразованы в дочерние предприятия. «На сегодняшний день «Укрзализныця» является по отношению к железным дорогам управляющим органом», — говорит пресс-секретарь «Укрзализныци» Оксана Макаренко, — «Благодаря тому, что дороги получат статус дочерних предприятий, «Укрзализныце» будет гораздо легче контролировать их финансовую деятельность». Смена системы управления предприятием позволит сделать компанию более управляемой. «Это абсолютно разумный ход — при создании акционерного общества. Чтобы не управлять этой махиной из центра, нужно создать дочерние предприятия», — уверен старший юрист юридической компании «Линия права» Денис Кузнецов. Он также уверен, что акционирование предприятия — первый шаг по подготовке его к приватизации. «Если оценивать объективно, то компания готовится к приватизации. Это необязательно произойдет в скором времени, но в проекте такой вариант точно есть», — считает Кузнецов.
Новая, консолидированная и более структурированная организационная структура госпредприятия позволит компании занимать дешевые инвестиционные ресурсы на международном рынке. «Акционирование компании позволит государству не только привлекать заемные средства на более выгодных условиях, но также сделает работу компании более понятной и прозрачной», — говорит аналитик инвестиционной компании «Ренессанс Капитал» Светлана Дрыгуш. Она уверенна, что если часть акций и продадут с целью привлечения капитала, то это будет пакет «не более 10%».
Некоторые аналитики уверяют, что корпоратизация задумана исключительно для того, чтобы консолидировать денежные потоки шести железных дорог в одних руках — руководителя «Укрзализныци». «Госмонополисты всегда были источником финансирования предвыборных компаний. Вспомните, как ведомство Кирпы финансировало компанию кандидата в президенты Виктора Януковича», — говорит на условиях анонимности банкир первой десятки. «Весь вопрос в том, какие полномочия по управлению средствами в конечном итоге получат управляющие шести железных дорог», — рассуждает Денис Кузнецов. — Скорее всего, будет утверждаться финплан, который потом будет из центра делиться на дороги».
По словам Гладких, проект корпоратизации «Укрзализныци» вчера был передан на рассмотрение премьер-министру. «Я надеюсь, до сентября Кабмин рассмотрит этот проект, и в октябре-ноябре мы уже подадим документы на утверждение Верховной Раду», — сказал Гладких. В то же время сам гендиректор предприятия Василий Гладких намекнул, что на предприятии уже есть покупатели. «Есть определенные политические силы и крупный бизнес, которые стремятся к приватизации «Укрзализныци», — заявил Гладких.
Инф. e-finance.com.ua
e-finance.com.ua