Функции генерального директора АвтоВАЗа переходят к управляющей компании. Новая структура переключит на себя всю стратегическую работу – финансы, маркетинг, планирование. На самом предприятии останется только производство автомобилей. Управляющая компания будет «дочкой» АвтоВАЗа. Аналитики считают новый механизм управления заводом не более прозрачным, чем раньше.
Управляющая компания будет «дочкой» и одновременно крупнейшим акционером АвтоВАЗа, выкупив его акции у дочерних предприятий концерна – AVVA (36%) и ЦО АФК (24%). Закольцованная структура собственности предприятия сохраняется.
Производственные показатели АвтоВАЗа нельзя назвать провальными. На внутреннем рынке концерн реализовал более 325 тыс. автомобилей. Это на 9,4% больше, чем за аналогичный период 2005 года. В июне 2006 года было реализовано 58,5 тыс. автомобилей, что почти на 6% больше, чем в июне прошлого года. Но по темпам роста продаж АвтоВАЗ существенно уступает иностранным автомобильным концернам.
Управленческая компания призвана исправить ситуацию. Новая структура переключит на себя стратегическую работу, финансовые вопросы, маркетинг, работу с поставщиками и другие приоритетные функции. На самом АвтоВАЗе останется только производство. Это приведет и к кадровым перестановкам.
Генеральный директор АвтоВАЗа Игорь Есиповский в новой структуре станет исполнительным директором, отвечающим за производственный процесс. Кто возглавит управляющую компанию, пока неизвестно. Возможно, для управления компанией будет приглашен менеджер со стороны.
Председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимир Артяков будет занимать такой же пост в управляющей компании.
АвтоВАЗ не пионер в области менеджмента. Аналогичные структуры управления существуют и в других отечественных автокомпаниях – в «Северсталь-Авто», которая управляет ЗМЗ, УАЗ и ЗМА, и в «Руспромавто», управляющей ГАЗом. В них руководители заводов занимаются непосредственно организацией производственного процесса, не вмешиваясь в управление компанией в целом. Последнее – прерогатива менеджеров, входящих в управляющую структуру.
Возможно, перестройка АвтоВАЗа связана с намерением компании построить второй завод. Усложнение управления компанией и амбициозные планы Рособоронэкспорта подталкивают к изменению и оптимизации управленческого процесса. Угроза со стороны иностранных компаний, открывающих свои производства в России, сделала очевидным тот факт, что для успешной конкуренции требуется сделать управление концерном более эффективным.
Но аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Севастьян Козицын замечает, что возможное изменение структуры не совсем понятно. «Логичнее было бы делать вертикальный холдинг под управлением Рособоронэкспорта и отдать ему 60% акций. А так получается перекрестное владение долями предприятия ее «дочками», – недоумевает аналитик.
По его мнению, перестройка на АвтоВАЗе может быть связана с требованиями французского концерна Renault, который готов стать стратегическим инвестором российской компании. Представители Renault требуют большей прозрачности управленческих структур завода. «Но было бы больше смысла, если бы у предприятия было два стратегических инвестора – Renault и Рособоронэкспорт», – считает Севастьян Козицын.
Инф. vz
e-finance.com.ua