Отечественным компаниям, акции которых можно купить на бирже, стоило бы охотнее делиться информацией о своей деятельности с инвесторами. К такому выводу пришла компания Hallvarsson & Halvarsson (H&H), проанализировав интернет-ресурсы ведущих российских эмитентов. Самым активным в общении с инвесторами и акционерами оказался “Лукойл”. Но и ему есть к чему стремиться — нефтяники набрали лишьину из возможного числа баллов.
В ходе исследования H&H Webranking, проведенного H&H совместно с компанией Financial Dynamics и газетой Financial Times, были изучены англоязычные версии веб-сайтов 26 российских компаний с капитализацией не менее $2 млрд на 24 апреля 2006 г. Аналитики, инвесторы и журналисты оценивали качество предоставленной информации и возможность ее использования в режиме онлайн по 125 критериям, рассказал “Ведомостям” руководитель проекта H&H Webranking Тове Хоканссон. “Мы не спрашивали инвесторов, что они думают о сайтах конкретных компаний, просто взяли список данных, которые они хотят там видеть, и посмотрели, что есть на сайтах российских эмитентов”, — говорит он.
Эксперты, по словам Хоканссона, анализировали основные аспекты контента веб-ресурсов — разделы, посвященные информации о компании, связям с инвесторами, работе с прессой, социальной ответственности, корпоративному управлению и проч. Почти всегда на сайтах не хватает информации о корпоративном управлении, у некоторых компаний вообще нет англоязычной версии сайта, отмечает Хоканссон. Но российское законодательство предусматривает раскрытие информации эмитентами только на русском языке, парируют в пресс-службе ФСФР. Размещение информации на других языках полностью зависит от желания эмитентов, пояснил представитель регулятора.
Максимальное число баллов, которое компания могла получить за заботу об интерактивных инвесторах, — 95,5. Но даже лучшим российским эмитентам не удалось приблизиться к этой планке. Например, лучшая по версии H&H компания “Лукойл” набрала 51 балл, Новолипецкий меткомбинат (НЛМК) — 46, “Аэрофлот” — 41,5, “Норникель” — 41, “Сибнефть” — 40,75. Средний балл отечественных компаний — 30,6 — более чем на 20 баллов ниже среднего показателя участников европейского рэнкинга. 1-е место в нем с результатом 83,8 балла заняла почтовая и логистическая компания TNT из Нидерландов.
Сегодня интернет-сайт эмитента — наиболее важный источник информации для инвесторов и акционеров, рассуждает директор службы рейтингов корпоративного управления Standard & Poor's Юлия Кочетыгова. Ежегодно S&P проводит собственное исследование прозрачности эмитентов, в котором также изучает интернет-сайты компаний как инструменты общения с инвесторами. По итогам последнего обзора S&P самые высокие оценки за качество информации на сайте получили “Ростелеком”, МТС, “Северо-Западный телеком”, “Мечел” и “Лукойл”.
Многие отечественные компании “скромничают” при раскрытии информации о системе корпоративного управления, объясняет невысокие оценки эмитентов исполнительный директор Ассоциации независимых директоров Александр Филатов. Например, продолжает он, не всегда в составе совета директоров указывается, кто из ов совета является независимым, часто нет биографических справок и инвестору непонятно, почему те или иные директора были избраны в совет, что они дают совету. Также большинство компаний не раскрывают информацию о вознаграждении ов правления и совета директоров — даже в сумме по всем ам, хотя есть требования ФСФР к включению такой информации в годовой отчет, сетует Филатов.
Директор по корпоративным исследованиям Hermitage Capital Management Вадим Клейнер уверяет, что сайт не является для него основным источником информации о компании. “Если эмитент хочет быть прозрачным, сайт информативен, и наоборот, — рассуждает Клейнер. — Многие российские эмитенты в отличие от западных не понимают, для кого они размещают информацию на своих сайтах, поэтому она бывает достаточно отвлеченной”.
Уровень качества сайтов российских компаний будет улучшаться по мере приобретения ими опыта работы с международными компаниями, полагает директор по связям с инвесторами НЛМК Антон Базулев. А то, что сайты российских компаний менее информативны, чем сайты западных, легко объяснимо, считает Алексей Кедрин, представитель “Балтики”, занявшей в рэнкинге 20-е место: в России не так давно начали развиваться и рынок, и Интернет. “На английском языке у нас меньше информации, потому что западных инвесторов почти нет, — говорит он. — А те, что есть (73,9% акций "Балтики" принадлежат шведской Baltic Beverages Holding. — "Ведомости"), понимают по-русски”.
Инф. vedomosti
e-finance.com.ua