• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Кто придумал «Фокстрот»
    2006-08-02 11:08:29

    Выдающийся человек заслуживает своего биографа, а выдающийся бизнес имеет право на собственную историографию. Украинский бизнес в лучшей его части уже дорос до этой черты.

     

    Выдающийся человек заслуживает своего биографа, а выдающийся бизнес имеет право на собственную историографию. Украинский бизнес в лучшей его части уже дорос до этой черты. Сколько можно учить подрастающее поколение примерами Генри Форда или Ли Якокки, интриговать яхтами Романа Абрамовича и тыкать пальцем в доморощенных воротил, не размыкающих уста ни о пресловутом «первом миллионе», ни о последнем миллиарде.

     

    Безусловный лидер на рынке бытовой техники — компания «Фокстрот» — последнее время интригует как раз раздвоенностью бренда: «Фокстрот. Товары для дома» и «Группа компаний «Фокстрот». Это интересно, учитывая, что стоимость бренда эксперты оценивают почти в $1,3 млрд. Эта внушительная цифра, достигнутая за 12 лет работы на рынке, заслуживает своей истории. Начало бизнес-деятельности маленького чистильщика обуви Генри Форда трогает, но наши истории не хуже.

     

    Первый год своего существования компания «Фокстрот» размещалась в комнате четырехкомнатной квартиры одного из основателей — Владимира Шульги. На остальную территорию были оттеснены его супруга, сын и даже злобная ротвейлерша Джекки, которую по очереди (в перерывах между придумыванием наполеоновских планов продвижения на рынке) выводили прогуливать во двор остальные учредители — Валерий Маковецкий и Геннадий Выходцев. Затем еще на полтора года, с позволения сказать, офис «Фокстрота» занял всю квартиру на 10-м этаже. Жена господина Шульги заканчивала ремонт…

     

    Первый склад компании находился в металлическом гараже во дворе того же дома. Днем, как мы уже знаем, его во время прогулок патрулировала Джекки, а по ночам железную коробку с «видаками» и телевизорами охранял в хозяйской «восьмерке» Влад Матковский. Днями же он занимался электричеством в ремонтируемой квартире. Тогда он еще не знал, что станет первым исполнительным директором «Фокстрота», как не знал никто, что суждено погибнуть Владу Матковскому в автокатастрофе в октябре 1998-го… Первый официальный офис «Фокстрота» неслучайно оказался через дорогу от дома Шульги по улице Довженко — на Дегтяревской, а склады компании и сейчас расположены рядом — на территории завода «Вернон».

     

    Со складом связана и история появления Георгия Дигама. В сентябре 1995 года тот прошел собеседование у ведавшего кадрами «Фокстрота» Шульги. До того он был директором магазина «Корни де ла Вита» на проспекте Победы возле Пушкинского парка и торговал продуктами питания. Хозяева (владельцы компании «Арктика») платили немного, Дигаму приходилось выставлять «левый» товар, и он решил уйти от греха — на должность начальника склада «Фокстрота» с зарплатой $400 в месяц.

     

    Через два месяца Георгий Дигам проявил себя: на компанию «наехал» областной УБОП, Выходцев и Маковецкий уже начали паковать чемоданы для срочной эмиграции, были проданы все офисные компьютеры, «распиханы» по клиентам остатки товара. Дигам — единственный сохранивший самообладание — договорился о встрече с главным «наезжавшим» милиционером и нашел для него весомые аргументы. Проблему Дигам закрыл, Шульга после этого стал всячески лоббировать повышение его статуса и зарплаты в компании. Долоббировался.

     

    «Я недавно прочитал, что причиной трений среди соучредителей «Фокстрота» стала «неадекватная позиция Шульги», — вспоминает Олег Головин, один из совладельцев (другим был его брат) второго по значению бизнес-проекта «Фокстрота» — компании «Югконтракт», занимающейся торговлей фототоварами и фотоуслугами. — На самом деле эта позиция абсолютно адекватна. Это позиция человека, которого просто выталкивают из бизнеса. Причем человека, который больше всех остальных учредителей для этого бизнеса сделал». В июне, не вынеся акцентированного пресса Выходцева, Маковецкого и примкнувшего к ним Георгия Дигама, братья Головины согласились расстаться с родным проектом, оставили «Югконтракт» в виде дисконта за избавление от «крепостной зависимости» и ушли с третьим по значению и прибыльности проектом «Еврофасад» (производство и продажа стеклопакетов). Но это уже другая история.

     

    «Маковецкий, Выходцев и Шульга создали компанию, в которой каждому принадлежала третья часть, — рассказывает Олег Головин. — Значительно позже Дигама пригласили на два процента».

     

    По мнению бывшего компаньона «фокстротовцев», проблема в том, что многие акционеры стали работать не на рост компании, а на укрепление своих собственных позиций, что подорвало микроклимат — стали уходить и акционеры, и некоторые ведущие сотрудники. «А Шульга, — продолжает господин Головин, — человек очень адекватный, талантливый и способный. И, как и многим способным ярким людям, ему очень сложно. Пока все хотели работать и были связаны единой целью — стать состоятельными людьми и иметь принадлежность к очень мощной и экономически свободной компании, — то с его определенными сложностями характера все мирились, потому что это был единственный путь разбогатеть. Когда эта цель была достигнута, с ним стало неудобно работать, потому что он максималист. А максималист требует от всех полной самоотдачи. Кто-то хочет расслабиться и, формально оставаясь на работе, находиться на пенсии».

     

    Комментарий господина Головина — к вопросу о национальной черте в национальном бизнесе: почему, когда все так хорошо начиналось и привело к таким высоким результатам, на каком-то этапе необходимо ставить другу другу палки в колеса, пиля общий сук? Теперь можно вернуться и к вопросу менее философскому — почему на рынке вдруг появился двуглавый мутант в лице «Техники для дома» и «Группы компаний «Фокстрот»? Насколько мы знаем, Гражданский кодекс толкует однозначно: «Юридическое лицо не имеет права использовать наименование другого юридического лица» (ст. 90, п. 5). Но дальше трудно разобраться без квалифицированной помощи.

     

    «Это могло получиться только вследствие злого умысла и коррупции в государственных органах, — считает вице-президент Союза адвокатов, старший партнер компании «Петр Бойко и партнеры» Петр Бойко. — Реально было зарегистрировано ООО «Фокстрот», куда была вмонтирована «Группа компаний «Фокстрот» как объединяющая надстройка. Это произошло четыре года назад, а сегодня постепенно происходит не безобидная подмена понятий, а перераспределение финансовых потоков и размывание основного бренда — «Фокстрот» (стоимость бренда см. выше. — Авт.)».

     

    Общественность (а значит, и рядовые покупатели бытовой техники), уверен адвокат, ничего не знает о происходящем, «потому что это невыгодно «детям лейтенанта Шмидта». «Им выгодно, — говорит Петр Бойко, — чтобы бренд «Фокстрот» воспринимался и потребителями, и региональными партнерами как единая монолитная компания. Репутация стоит денег, «Фокстрот» ее приобретал долгие годы, а на данный момент «Группа компаний» этим пользуется».

     

    В общем, юрист подтвердил наш собственный вывод о ментальности украинского бизнеса: если бы Генри Форд вырос на этой земле, у него украли бы изобретение «отмычки» для коробочки с ваксой, «примазались» бы к внедрению конвейера в автомобильном производстве или попытались раздробить империю «Форд» в период расцвета. «Это знакомое явление на украинском рынке, — утверждает Петр Бойко, — и, как следствие, негативный результат для экономики, для потребителей».

     

    Выход, считает он, только в руках Шульги, Маковецкого и Выходцева: «Втроем они могут решить. Если они не захотят решить самостоятельно — выхода нет, сложившееся положение будет разрешаться ситуативно, но должен предупредить, что в этом случае многие вещи, которые уже произошли и продолжают происходить вокруг компании-двойника, будут оцениваться с точки зрения Уголовного кодекса. Поэтому вместо ожидаемого финансового результата нынешние владельцы могут получить «ответ» в видеждения уголовного дела. Фактов, которые мы имеем, достаточно для того, чтобы говорить о преступлении экономического характера, причем таком, которое можно отнести к особо тяжким преступлениям. Поскольку ставки в этом вопросе достаточно высоки, не исключен вариант развития событий «нет человека — нет проблемы» (уже было совершено нападение на Шульгу — расстрелян его автомобиль)».

     

    P.S. Наводка для судьи, который, возможно, будет рассматривать дело «Фокстрота». Название для компании придумал человек, который любит музыку Genesis, певца Питера Гэбриэла и их концерт Foxtrot 1972 года.

     

    Инф. glavred

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.