В борьбе за абонентов генеральный директор UMC Адам Вояцкий делает ставку на снижение тарифов, Wi-Fi и сеть третьего поколения
Выручка UMC в первом квартале 2006 года увеличилась на 33%, чистая прибыль — только на 7%. Чем вызван такой разрыв?
— В начале года мы внедряли ряд программ и проектов, и наши амортизационные и операционные затраты были выше, чем обычно. Думаю, по итогам года основные показатели компании вырастут и превысят среднерыночные. К сожалению, назвать конкретную цифру планируемых доходов или прироста абонентской базы я не могу — это запрещено правилами Нью-Йоркской фондовой биржи, на которой размещены ценные бумаги Мобильных Телесистем (акционер UMC. — Прим. Контрактов). Я могу лишь комментировать уже произошедшие события или давать прогнозы общего характера.
То есть вопрос «превысит ли выручка компании по итогам 2006 года прошлогодние $1,4 млрд» неуместен?
— Увы, да.
UMC занимает 42-43% рынка, если считать по количеству абонентов. Доля компании в 2007 году изменится?
— UMC планирует ее сохранить. Мы понимаем, что с появлением новых оков задача усложняется. Всегда есть абоненты, готовые опробовать сервисы других операторов. Тем более что за полтора года life:) превратился в сильный бренд. А недавно на рынок зашел изначально сильный Beeline.
Естественно, доли ведущих оков — Киевстара и UMC — снижаются. Что будет в 2007 году, прогнозировать сложно. Но если основываться на опыте стран Западной и Центральной Европы, в которых работают столько же операторов, можно предположить, что совокупная доля компаний № 3 и № 4 будет составлять 20-30%.
В следующем году возможно существенное замедление роста абонентской базы?
— Да. Но рынок будет расти за счет увеличения количества используемых одним абонентом sim-карт. И у каждого оператора будет основание считать такого пользователя своим.
В первом квартале 2005 года на одном абоненте UMC зарабатывала $10 в месяц, а в 2006-ом — только $7,5. Что неизбежно приведет к падению доходов операторов? Какой ARPU будет через год?
— Доход с абонента снижается постоянно. Главная причина: абонентская база увеличивается уже за счет малоговорящих клиентов. Кроме того, у нас постоянно снижаются тарифы. В 2004-2005 годах на 50%, сейчас на 20-30%. Впрочем, через два-три года ARPU стабилизируется за счет дополнительных услуг. А снижение тарифов подстегнет увеличение трафика.
Сейчас абонент в среднем наговаривает 120-130 минут в месяц. По вашим расчетам, насколько увеличится эта цифра в 2007-ом или, к примеру, к 2010 году?
— Трафик постоянно растет, особенно контрактных абонентов. Как и раньше, на мобильную связь они тратят примерно $10-20 в месяц, но за счет более низких тарифов разговаривают больше, чем раньше. Сегодня — это более 380 минут. У припейда уровень ниже. Но абоненты, пришедшие к нам два-три года назад, сегодня тоже говорят гораздо больше. За год голосовой трафик увеличивается примерно на 20%. Так что по сравнению с 2003 годом абоненты говорят на 50-70% больше. В последующие годы, уверен, трафик будет ежегодно увеличиваться на 20% (то есть в 2010 году абоненты будут говорить почти вдвое больше, чем сейчас. — Прим. Контрактов).
Какая себестоимость минуты разговора внутри сети, если учитывать только текущие затраты на ее работу?
— Мы подсчитывали этот показатель. Расчеты и итоговую цифру мы предоставляем по запросу контролирующим органам. Но обнародовать ее я не могу — это внутренняя информация.
Себестоимость меньше 50 коп.?
— Я не готов ответить.
Сколько украинцев сейчас реально пользуется мобильной связью?
— Количество пользователей завышено из-за методологии подсчета — операторы учитывают абонентов спустя три, шесть или двенадцать месяцев после последнего звонка или sms. По нашим оценкам, насчитывается 25-30% абонентов, имеющих 2-3 карточки. Реальный уровень проникновения мобильной связи сейчас чуть выше 50%, а не 74-75%. То есть мобильной связью пользуется 23-25 млн украинцев.
Судя по финансовым отчетам операторов, в первом квартале коэффициент текучести абонентов у UMC и Киевстара разный, но количество абонентов остается примерно одинаковым. Этот факт объясняется только различиями в методиках подсчетов?
— Действительно, одна из причин — разная методика подсчета клиентов. Согласно методике, принятой в МТС, UMC учитывает абонента предоплаченной связи шесть месяцев после прекращения его активности. Я думаю, что это оправданно — некоторые клиенты после трех-четырех месяцев молчания снова начинают говорить. Киевстар считает припейд-абонента «своим» только три месяца после последнего звонка.
Доля дополнительных услуг в доходах украинских операторов составляет 16-17%. Насколько она вырастет через 2-3 года?
— У украинских операторов доля дополнительных услуг уже больше, чем у российских. Значит, услуги качественны и востребованы. Если смотреть на опыт Западной Европы, через несколько лет доля дополнительных сервисов в доходах может превысить 20%, в том числе за счет услуг передачи данных.
Украинские тарифы на мобильную связь меньше, чем в Европе, а в некоторых случаях, чем в России. Почему?
— Рынок очень конкурентный. В Европе сложно найти страну, где работает пять операторов, представленных двенадцатью-тринадцатью брендами.
Конкуренция еще больше ужесточится с выходом на всеукраинский рынок CDMA-операторов?
— CDMA-операторы будут конкурировать с GSM-компаниями в нишевых сегментах. Вряд ли они скопируют массовые предложения традиционных операторов мобильной связи (один из CDMA-операторов уже заявил о выводе на рынок припейд-услуг). Среди недостатков такого стандарта связи — отсутствие роуминга в Европе. Кроме того, это будет уже шестой-седьмой оператор, продвигающий четырнадцатый-пятнадцатый бренд мобильной связи на Украине.
CDMA-операторы заявляли о том, что делают ставку на многоговорящих корпоративных абонентов. Предложив более низкие тарифы, они могут переманить у GSM-операторов часть корпораций?
— Все зависит от того, насколько долгосрочные у них планы. Готовы ли их акционеры по несколько лет ждать возврата инвестиций.
В стандарте CDMA общается около 14% всех пользователей мобильной связи в мире. В Украине количество «альтернативных» абонентов может увеличиться к 2010 году хотя бы до 5-10%?
— Сложно сказать. Аргумент не в пользу стандарта — в Европе доля CDMA намного меньше общемирового показателя.
После насыщения рынка стратегия UMC по привлечению абонентов изменится?
— Конечно. Бурный рост рынка заканчивается, а значит, сходит на нет борьба за новых абонентов. В дальнейшем экономически выгодно делать акцент на повышении лояльности и удержании клиентов. Думаю, это произойдет уже в следующем году.
Что подразумевается под лояльностью?
— Во-первых, повышение качества услуг и развитие сети. Во-вторых, изменение тарифных планов — старые, привычные сервисы будут дешеветь. В-третьих, внедрение инновационных услуг, интересных для большинства абонентов. Я говорю о таких сервисах как «Перезвони мне», «Вам звонили», «Снова на связи».
Затраты на привлечение абонентов будут снижаться?
— В абсолютных цифрах операционные затраты (реклама, компенсация розничным сетям стоимости акционных телефонов и т. д.) увеличиваются постоянно. Кроме того, затраты растут с увеличением базы клиентов. К примеру, есть затраты на коммуникацию. Год назад у нас было 10 млн пользователей и хватало трех информационных центров, сейчас — четыре центра на 15 млн. Но если говорить о затратах в пересчете на одного абонента — они постоянно снижаются по мере роста базы и накопления компанией опыта.
Сколько базовых станций построите до конца года?
— Сегодня в сети компании работает более 7 тыс. БС. В конце прошлого года у нас было 5388 базовых станций, с начала этого года уже построили свыше 1,6 тыс. Это очень серьезные масштабы строительства. И мы не планируем их снижать.
Вы просчитывали оптимальную емкость сети?
— Сейчас этим занимаемся. Смотрим, как изменится абонентская база. Но нужно понимать, что после замедления роста количества клиентов трафик все равно будет увеличиваться за счет большего времени разговоров и роста доли передачи данных.
Иными словами, даже после прекращения роста абонентской базы вы будете достраивать сеть?
— Да.
Насколько хватит возможностей сетей GSM 2 и 2,5G, чтобы удовлетворить потребности украинских абонентов?
— GSM, в любом случае, останется главным стандартом для передачи голоса. Не вижу причин, из-за которых он может потерять популярность. Сети 3G во всем мире строят преимущественно в крупных городах. Поэтому сети нового поколения через несколько лет будут развертываться в больших городах Украины, где есть спрос на услуги, основанные на высокоскоростной передаче данных. Сети 2G и 3G будут дополнять друг друга. Тем более что многие UMTS-телефоны работают и в GSM-сетях.
Бороться за частоты под UMTS будете?
— Заявку на лицензию подали. Считаем, что сможем ее получить. Строить UMTS-сеть и предоставлять новые услуги начнем сразу после получения разрешения.
Что это за услуги?
— Некоторые из них уже работают в сетях 2,5G при помощи технологии EDGE. Например, мобильное телевидение. Другие услуги, работающие на основе этой технологии, естественно, будем продвигать.
Сколько нужно инвестировать в сеть 3G?
— Больше, чем для строительства сети в стандарте GSM. Объемы затрат зависят от того, когда начнется строительство, ведь цены на оборудование постоянно снижаются.
Какие перспективы у стандарта WIMAX?
— Это очень интересный стандарт высокоскоростной передачи данных. Мы сейчас изучаем эту технологию и рассматриваем возможности ее внедрения. Она интересна для нас, но пока нет точных планов относительно ее запуска. Нужно понять, какие сегменты какими технологиями хотят пользоваться.
Wi-Fi уже развиваете?
— Мы внедрили услугу беспроводного доступа в интернет по технологии Wi-Fi. Компания начала ее тестирование в Киеве. В этом проекте мы сотрудничаем с Ассоциацией операторов беспроводной связи Украины.
О компании
ЗАО «Украинская мобильная связь» (ТМ UMC, SIM-SIM, JEANS) — национальный оператор сотовой связи стандарта GSM-900/1800.
В первом квартале 2006 года количество абонентов UMC увеличилось на 1,13 млн, до 14,45 млн. Выручка компании за первый квартал 2006 года составила $317 млн, чистая прибыль — $62 млн.
100% акций ЗАО UMC принадлежит ОАО «Мобильные Телесистемы» (МТС, Россия).
Инф. kontrakty