• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Нелегкая доля оператора
    2006-08-03 14:33:57

    В борьбе за абонентов генеральный директор UMC Адам Вояцкий делает ставку на снижение тарифов, Wi-Fi и сеть третьего поколения

     

    Выручка UMC в первом квартале 2006 года увеличилась на 33%, чистая прибыль — только на 7%. Чем вызван такой разрыв?

    — В начале года мы внедряли ряд программ и проектов, и наши амортизационные и операционные затраты были выше, чем обычно. Думаю, по итогам года основные показатели компании вырастут и превысят среднерыночные. К сожалению, назвать конкретную цифру планируемых доходов или прироста абонентской базы я не могу — это запрещено правилами Нью-Йоркской фондовой биржи, на которой размещены ценные бумаги Мобильных Телесистем (акционер UMC. — Прим. Контрактов). Я могу лишь комментировать уже произошедшие события или давать прогнозы общего характера.

     

    То есть вопрос «превысит ли выручка компании по итогам 2006 года прошлогодние $1,4 млрд» неуместен?

    — Увы, да.

     

    UMC занимает 42-43% рынка, если считать по количеству абонентов. Доля компании в 2007 году изменится?

    — UMC планирует ее сохранить. Мы понимаем, что с появлением новых оков задача усложняется. Всегда есть абоненты, готовые опробовать сервисы других операторов. Тем более что за полтора года life:) превратился в сильный бренд. А недавно на рынок зашел изначально сильный Beeline.

     

    Естественно, доли ведущих оков — Киевстара и UMC — снижаются. Что будет в 2007 году, прогнозировать сложно. Но если основываться на опыте стран Западной и Центральной Европы, в которых работают столько же операторов, можно предположить, что совокупная доля компаний № 3 и № 4 будет составлять 20-30%.

     

    В следующем году возможно существенное замедление роста абонентской базы?

    — Да. Но рынок будет расти за счет увеличения количества используемых одним абонентом sim-карт. И у каждого оператора будет основание считать такого пользователя своим.

     

    В первом квартале 2005 года на одном абоненте UMC зарабатывала $10 в месяц, а в 2006-ом — только $7,5. Что неизбежно приведет к падению доходов операторов? Какой ARPU будет через год?

    — Доход с абонента снижается постоянно. Главная причина: абонентская база увеличивается уже за счет малоговорящих клиентов. Кроме того, у нас постоянно снижаются тарифы. В 2004-2005 годах на 50%, сейчас на 20-30%. Впрочем, через два-три года ARPU стабилизируется за счет дополнительных услуг. А снижение тарифов подстегнет увеличение трафика.

     

    Сейчас абонент в среднем наговаривает 120-130 минут в месяц. По вашим расчетам, насколько увеличится эта цифра в 2007-ом или, к примеру, к 2010 году?

    — Трафик постоянно растет, особенно контрактных абонентов. Как и раньше, на мобильную связь они тратят примерно $10-20 в месяц, но за счет более низких тарифов разговаривают больше, чем раньше. Сегодня — это более 380 минут. У припейда уровень ниже. Но абоненты, пришедшие к нам два-три года назад, сегодня тоже говорят гораздо больше. За год голосовой трафик увеличивается примерно на 20%. Так что по сравнению с 2003 годом абоненты говорят на 50-70% больше. В последующие годы, уверен, трафик будет ежегодно увеличиваться на 20% (то есть в 2010 году абоненты будут говорить почти вдвое больше, чем сейчас. — Прим. Контрактов).

     

    Какая себестоимость минуты разговора внутри сети, если учитывать только текущие затраты на ее работу?

    — Мы подсчитывали этот показатель. Расчеты и итоговую цифру мы предоставляем по запросу контролирующим органам. Но обнародовать ее я не могу — это внутренняя информация.

     

    Себестоимость меньше 50 коп.?

    — Я не готов ответить.

     

    Сколько украинцев сейчас реально пользуется мобильной связью?

    — Количество пользователей завышено из-за методологии подсчета — операторы учитывают абонентов спустя три, шесть или двенадцать месяцев после последнего звонка или sms. По нашим оценкам, насчитывается 25-30% абонентов, имеющих 2-3 карточки. Реальный уровень проникновения мобильной связи сейчас чуть выше 50%, а не 74-75%. То есть мобильной связью пользуется 23-25 млн украинцев.

     

    Судя по финансовым отчетам операторов, в первом квартале коэффициент текучести абонентов у UMC и Киевстара разный, но количество абонентов остается примерно одинаковым. Этот факт объясняется только различиями в методиках подсчетов?

    — Действительно, одна из причин — разная методика подсчета клиентов. Согласно методике, принятой в МТС, UMC учитывает абонента предоплаченной связи шесть месяцев после прекращения его активности. Я думаю, что это оправданно — некоторые клиенты после трех-четырех месяцев молчания снова начинают говорить. Киевстар считает припейд-абонента «своим» только три месяца после последнего звонка.

     

    Доля дополнительных услуг в доходах украинских операторов составляет 16-17%. Насколько она вырастет через 2-3 года?

    — У украинских операторов доля дополнительных услуг уже больше, чем у российских. Значит, услуги качественны и востребованы. Если смотреть на опыт Западной Европы, через несколько лет доля дополнительных сервисов в доходах может превысить 20%, в том числе за счет услуг передачи данных.

     

    Украинские тарифы на мобильную связь меньше, чем в Европе, а в некоторых случаях, чем в России. Почему?

    — Рынок очень конкурентный. В Европе сложно найти страну, где работает пять операторов, представленных двенадцатью-тринадцатью брендами.

     

    Конкуренция еще больше ужесточится с выходом на всеукраинский рынок CDMA-операторов?

    — CDMA-операторы будут конкурировать с GSM-компаниями в нишевых сегментах. Вряд ли они скопируют массовые предложения традиционных операторов мобильной связи (один из CDMA-операторов уже заявил о выводе на рынок припейд-услуг). Среди недостатков такого стандарта связи — отсутствие роуминга в Европе. Кроме того, это будет уже шестой-седьмой оператор, продвигающий четырнадцатый-пятнадцатый бренд мобильной связи на Украине.

     

    CDMA-операторы заявляли о том, что делают ставку на многоговорящих корпоративных абонентов. Предложив более низкие тарифы, они могут переманить у GSM-операторов часть корпораций?

     

    — Все зависит от того, насколько долгосрочные у них планы. Готовы ли их акционеры по несколько лет ждать возврата инвестиций.

    В стандарте CDMA общается около 14% всех пользователей мобильной связи в мире. В Украине количество «альтернативных» абонентов может увеличиться к 2010 году хотя бы до 5-10%?

     

    — Сложно сказать. Аргумент не в пользу стандарта — в Европе доля CDMA намного меньше общемирового показателя.

    После насыщения рынка стратегия UMC по привлечению абонентов изменится?

     

    — Конечно. Бурный рост рынка заканчивается, а значит, сходит на нет борьба за новых абонентов. В дальнейшем экономически выгодно делать акцент на повышении лояльности и удержании клиентов. Думаю, это произойдет уже в следующем году.

    Что подразумевается под лояльностью?

     

    — Во-первых, повышение качества услуг и развитие сети. Во-вторых, изменение тарифных планов — старые, привычные сервисы будут дешеветь. В-третьих, внедрение инновационных услуг, интересных для большинства абонентов. Я говорю о таких сервисах как «Перезвони мне», «Вам звонили», «Снова на связи».

     

    Затраты на привлечение абонентов будут снижаться?

    — В абсолютных цифрах операционные затраты (реклама, компенсация розничным сетям стоимости акционных телефонов и т. д.) увеличиваются постоянно. Кроме того, затраты растут с увеличением базы клиентов. К примеру, есть затраты на коммуникацию. Год назад у нас было 10 млн пользователей и хватало трех информационных центров, сейчас — четыре центра на 15 млн. Но если говорить о затратах в пересчете на одного абонента — они постоянно снижаются по мере роста базы и накопления компанией опыта.

     

    Сколько базовых станций построите до конца года?

    — Сегодня в сети компании работает более 7 тыс. БС. В конце прошлого года у нас было 5388 базовых станций, с начала этого года уже построили свыше 1,6 тыс. Это очень серьезные масштабы строительства. И мы не планируем их снижать.

     

    Вы просчитывали оптимальную емкость сети?

    — Сейчас этим занимаемся. Смотрим, как изменится абонентская база. Но нужно понимать, что после замедления роста количества клиентов трафик все равно будет увеличиваться за счет большего времени разговоров и роста доли передачи данных.

     

    Иными словами, даже после прекращения роста абонентской базы вы будете достраивать сеть?

    — Да.

     

    Насколько хватит возможностей сетей GSM 2 и 2,5G, чтобы удовлетворить потребности украинских абонентов?

    — GSM, в любом случае, останется главным стандартом для передачи голоса. Не вижу причин, из-за которых он может потерять популярность. Сети 3G во всем мире строят преимущественно в крупных городах. Поэтому сети нового поколения через несколько лет будут развертываться в больших городах Украины, где есть спрос на услуги, основанные на высокоскоростной передаче данных. Сети 2G и 3G будут дополнять друг друга. Тем более что многие UMTS-телефоны работают и в GSM-сетях.

     

    Бороться за частоты под UMTS будете?

    — Заявку на лицензию подали. Считаем, что сможем ее получить. Строить UMTS-сеть и предоставлять новые услуги начнем сразу после получения разрешения.

     

    Что это за услуги?

    — Некоторые из них уже работают в сетях 2,5G при помощи технологии EDGE. Например, мобильное телевидение. Другие услуги, работающие на основе этой технологии, естественно, будем продвигать.

     

    Сколько нужно инвестировать в сеть 3G?

    — Больше, чем для строительства сети в стандарте GSM. Объемы затрат зависят от того, когда начнется строительство, ведь цены на оборудование постоянно снижаются.

     

    Какие перспективы у стандарта WIMAX?

    — Это очень интересный стандарт высокоскоростной передачи данных. Мы сейчас изучаем эту технологию и рассматриваем возможности ее внедрения. Она интересна для нас, но пока нет точных планов относительно ее запуска. Нужно понять, какие сегменты какими технологиями хотят пользоваться.

     

    Wi-Fi уже развиваете?

    — Мы внедрили услугу беспроводного доступа в интернет по технологии Wi-Fi. Компания начала ее тестирование в Киеве. В этом проекте мы сотрудничаем с Ассоциацией операторов беспроводной связи Украины.

     

    О компании

    ЗАО «Украинская мобильная связь» (ТМ UMC, SIM-SIM, JEANS) — национальный оператор сотовой связи стандарта GSM-900/1800.

     

    В первом квартале 2006 года количество абонентов UMC увеличилось на 1,13 млн, до 14,45 млн. Выручка компании за первый квартал 2006 года составила $317 млн, чистая прибыль — $62 млн.

     

    100% акций ЗАО UMC принадлежит ОАО «Мобильные Телесистемы» (МТС, Россия).

     

    Инф. kontrakty

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.