Дрогобычский завод автомобильных кранов (ДЗАК) организовал уже второе сборочное производство за рубежом — в Азербайджане. Созданное заводом СП будет работать на базе машиностроительного предприятия «Бакинский рабочий». Таким образом, ДЗАК пытается укрепить свои позиции в борьбе с российскими конкурентами за рынок этой страны, считают эксперты.
Дрогобычский завод автомобильных кранов решил наладить сборочное производство в Азербайджане, сообщил «Эі» начальник отдела маркетинговой стратегии и анализа рынка завода Андрей Опря. В результате на базе местного предприятия «Бакинский рабочий» создано СП «Дрогобыч-Баку. Автомобильные краны», в котором ДЗАК выступил одним из соучредителей. «Мы будем поставлять готовые машкомплекты, которые наши партнеры будут собирать на своих мощностях,— говорит Андрей Опря.— Это выгодно тем, что в Азербайджане нет краностроительных предприятий». По его словам, раньше в эту страну поставлялась готовая продукция через дилеров или напрямую потребителям.
Предполагаемые объемы поставок на ДЗАКе затрудняются назвать. Предварительно ожидается, что сборка в Баку начнется в сентябре-октябре текущего года. Аналогичное сборочное производство уже завод организовал во Вьетнаме два года назад. Дело в том, что в этой стране налажена сборка КрАЗов, где параллельно на автомобили устанавливаются дрогобычские автокраны. Имеется похожая задумка об основании СП в Казахстане и Узбекистане, даже подписаны протоколы о намерениях. Однако сроки реализации этих проектов пока не определены.
По словам Андрея Опри, идея основывать совместные предприятия за рубежом вызвана в том числе стремлением увеличить долю экспорта в общей структуре продаж автокранов. Сейчас при растущем объеме производства доля экспорта продукции снижается. Так, в 2004 г. завод выпустил 227 автокранов, в 2005-м — 351. При этом доля внешнего рынка снизилась с 40% до 28%.
По мнению аналитика компании «Миллениум Капитал» Алексея Некрасы, «создание СП для сборки кранов за рубежом вполне логично, поскольку для конечных покупателей себестоимость продукции будет дешевле. Так как основная конкуренция проходит с российскими производителями на всем рынке СНГ, то цена будет определяющим фактором в этой конкуренции».
2005 г. ДЗАК закончил с чистой прибылью 0,4 млн. грн., увеличив чистый доход по сравнению с 2004 г. на 66,8%, до 100 млн. грн. Основными покупателями дрогобычской продукции являются Казахстан, Молдова, Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Грузия, Монголия, Куба, страны Прибалтики, Болгария.
На 8 июня 2006 г. 31,21% акций ОАО «Дрогобычский завод автомобильных кранов» принадлежали компании «Уникум», 25% акций — компании «Украгромаш», 21,21% акций — финансово-промышленной компании «Старком», 12,5% акций — компании «Анклав» (все — Днепропетровск).
Кроме Дрогобычского завода, автокраны в Украине производят одесская «Холдинговая компания «Краян» и броварская «Краностроительная фирма «Стрела» (Киевская область).
Инф. e-finance.com.ua