Украинские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) сокращают выпуск дешевого низкооктанового бензина (А-76/А-80) в пользу более прибыльных высокооктановых марок. В результате «семьдесят шестой» и «восьмидесятый» дорожают быстрее, чем другие марки бензина.
В течение последних трех месяцев НПЗ значительно уменьшили производство низкооктанового бензина, который продается под марками А-76 и А-80. За счет этого увеличивается выпуск высокооктанового топлива (в основном, А-92 и А-95). Например, в июне доля низкооктановых марок в общем объеме выпуска бензина составила только 19,6%, тогда как в январе этот показатель равнялся 35,7%, сообщил «Эі» представитель консалтинговой компании «НТЦ «Психея». Производство сокращается и в абсолютных цифрах. В июне НПЗ выпустили 66,2 тыс. т бензина А-76 и А-80, тогда как в январе — 98,6 тыс. т.
Выпускать низкооктановый бензин невыгодно, утверждают представители НПЗ. «Переориентация на высокооктановые марки — один из элементов промышленной политики нашей компании»,— сказал «Эі» Сергей Беленький, руководитель службы председателя правления ЗАО «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ). «В мае-июле производство данного топлива (А-80.— Авт.) было несколько сокращено… Это необходимый шаг, направленный на поддержание экономики предприятия»,— сообщила Ирина Ковальчук, замдиректора департамента по рекламе и PR-кампании «ТНК-ВР Украина» (Лисичанский НПЗ).
Компании отмечают падение спроса на А-76 и А-80. При этом потребление высокооктанового бензина увеличивается. «Уровень техники, которым обладает Украина, способствует переходу на более высокое качество топлива»,— говорит начальник центра общественных связей компании «Лукойл-Украина» Валерий Рясик.
Тем не менее, сокращение производства бензина А-76 и А-80 привело к его нехватке. Импортеры пока не смогли возместить уменьшение запасов этих марок бензина, в результате чего цены на них растут быстрее, чем на другие виды топлива. По словам экс-министра экономики Арсения Яценюка, дефицит «восьмидесятого» составляет около 20 тыс. т при общем объеме запасов на рынке около 40 тыс. т. «Спрос на «низкооктан» может возрастать из-за роста цен на нефтепродукты: те, кто раньше ездил на «девяносто втором» бензине, готов сейчас ездить на «семьдесят шестом»,— объясняет директор департамента по вопросам нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минтопэнерго Владимир Зиневич.
В связи с конъюнктурой рынка в «ТНК-ВР Украина» допускают возможность увеличения производства низкооктанового бензина в августе. Однако в будущем, по словам г-жи Ковальчук, завод заинтересован в увеличении выпуска более прибыльных видов нефтепродуктов. «Если низкооктановые бензины можно без проблем импортировать из близлежащих стран, с более технически отсталых заводов, зачем их производить в Украине?» — заявила она. «Укртатнафта» также не собирается возвращаться к прежним объемам производства низкооктановых марок, сказал Сергей Беленький. Однако производство А-76 и А-80 сокращается также и в других странах, в частности в России, говорит г-н Зиневич.
Инф. e-finance.com.ua
e-finance.com.ua