После установления нулевых пошлин на нефтепродукты в мае прошлого года усилилось влияние глобальных факторов на украинский рынок и выросла конкуренция наших нефтеперерабатывающих заводов с импортом. Часть розницы, особенно сети, не имеющие своей переработки, увеличили долю импортных нефтепродуктов в корзине закупок. Благодаря возросшему спросу на импортное топливо его поставки существенно выросли. Например, импорт бензинов в 2005 году вырос более чем в 2 раза по сравнению с 2004-м.
Учитывая, что светлые украинские нефтепродукты уступают по качеству литовскому и белорусскому топливу, средний украинский потребитель выиграл не только от ценовой конкуренции, но и от более высокого в среднем качества нефтепродуктов. Сравнительно низкий технологический уровень является основной проблемой украинских НПЗ — по глубине переработки они уступают российским и белорусским заводам, не говоря уже о восточноевропейских. Отсюда и низкие маржи. Если бы в постприватизационный период была проведена необходимая модернизация, это позволило бы украинским НПЗ сейчас более успешно выдерживать конкуренцию.
Впрочем, ситуация с НПЗ постепенно меняется. Например, ожидается окончание реконструкции на Одесском НПЗ, принадлежащем «Лукойлу». Представители НПЗ говорят, что в середине 2007 года они уже смогут пустить первые партии нефтепродуктов. Кроме того, собственники Херсонского и двух западноукраинских НПЗ — «Галичины» и «Нефтехимика Прикарпатья» — заявили о проведении модернизации.
При новом правительстве вполне возможно возвращение импортных пошлин. Государство может сделать эту уступку нефтепереработчикам взамен на согласие последних сотрудничать с Кабмином в вопросах ценообразования. Вероятно, инициатива будет исходить от нового министра топлива и энергетики Юрия Бойко, и скорее всего правительство и парламент его поддержат. Ранее Бойко неоднократно заявлял о том, что нужно вернуть импортные пошлины и освободить от уплаты НДС импорт оборудования для модернизации НПЗ, что уже фактически было сделано.
Как введение пошлин повлияет на рынок? Думаю, что в целом ценовая динамика сохранится, потому как она определяется преимущественно мировыми тенденциями и растущим спросом в Украине. Рентабельность нефтеперерабатывающих заводов возрастет, и если собственники грамотно этим воспользуются, то увеличат темпы модернизации своих мощностей. С другой стороны, розничные торговцы, не имеющие своей переработки, могут оказаться перед неприятным выбором: либо продавать более качественный импортный продукт по более высокой цене, либо снижать требования к качеству закупаемого ресурса. Что касается краткосрочной динамики цен, то в сентябре возможно незначительное сезонное повышение, а с октября до марта следующего года цены будут постепенно снижаться. Согласно нашему прогнозу, среднегодовая розничная цена 1 литра типичной корзины нефтепродуктов в этом году вырастет на 20-25% по сравнению со средней ценой прошлого года.
Инф. e-finance.com.ua