За последние годы брэнд Mazda вошел в десятку самых продаваемых иномарок на российском рынке. Учитывая важность рынка, именно на московском автосалоне состоялся первый европейский показ кроссовера Mazda CX7, который изначально предназначался только для североамериканского рынка. О развитии Mazda в России и в мире обозревателю "Бизнеса" Роману Гуляеву рассказал директор и главный управляющий Mazda Motor Corporation по маркетингу, продажам и послепродажному обслуживанию Дэн Моррис.
- Менее трех лет назад вы, будучи главой европейского отделения Mazda, объявили об открытии российского представительства марки. Несколько месяцев назад офис трансформировался в торговую компанию. Насколько вы довольны результатами работы Mazda в России за этот достаточно короткий период?
- Сейчас, хотя я и работаю в Японии, в главной штаб-квартире Mazda, больше занимаюсь европейским рынком. Я давно говорил главе российского офиса Йоргу Шрайберу, что приеду на московский автосалон. И сейчас я здесь за тем, чтобы выразить благодарность ему и всему его коллективу. Также в моих планах встретиться с дилерами. О российском рынке я говорю на любой пресс-конференции, где бы ни находился: в Токио, в Детройте или в Бангкоке,- о нем меня постоянно спрашивают финансовые аналитики.
Я очень доволен тем, как работает наше подразделение.
В 2003 году наши продажи составляли 1800 машин, в прошлом году - уже 24 тыс., а в этом мы ожидаем увеличения объема продаж до 30 тыс. Сейчас Россия для Mazda - третий крупнейший рынок в Европе после Германии и Великобритании.
- Насколько этот рынок прибылен для Mazda?
- Точных данных о прибыли я обнародовать не могу, но замечу, что результаты продаж и их динамика даже превосходят наши ожидания. Что касается глобальных результатов Mazda, то в прошлом финансовом году у нас были рекордные показатели прибыли и продаж. Я бы рад поставить российскому филиалу больше машин, но не могу сделать этого из-за высокого спроса во всем мире.
- Какие планы Mazda на российском рынке в ближайшие несколько лет?
- Прежде всего мы будем продолжать развивать наш брэнд.
Мы уже проделали большую работу по его запуску на рынке, достигли определенных положительных результатов, и теперь необходимо не останавливаться на этом и двигаться дальше. Это основа наших продаж в будущем. Планы продаж на следующие годы пока не определены, но, знаете, в нашей команде работают большие оптимисты. Кроме того, мы планируем увеличить число дилеров: к концу этого года у нас будет 27 дилеров в 14 городах. Одним словом, мы планируем продолжать расти.
- Вы говорите о продаже 30 тыс. автомобилей в этом году. Это, конечно, хороший результат, но ведь российский рынок способен переварить и больший объем Mazda…
- Действительно, российский автомобильный рынок быстро растет: в прошлом году он составлял 1,4 млн единиц, а в этом дойдет до 1,6 млн. На наш взгляд, мы занимаем достаточно хорошие позиции: с нами стремятся сотрудничать дилеры. И на вопрос, каков предел нашего развития, ответ дать пока невозможно.
- Со стороны кажется, что есть некоторое искусственное сдерживание роста объемов Mazda на российском рынке…
- Мощности должны увеличиваться не только в России, но и во всем мире. Для этого мы должны понять, какой объем продаж мы можем реально обеспечить с тем, чтобы оправдать инвестиции и удовлетворить спрос дилеров на разных рынках. Так что это не только российская, но и глобальная проблема.
- В последнее время многие автопроизводители, особенно японские, заявляют об открытии собственного производства в России, что связано с большим ростом объемов.
Есть ли такие планы у Mazda?
- В настоящее время мы рассматриваем мировой рынок в глобальном плане, а не только Россию. Обычно завод производит минимум 50 тыс. автомобилей в год, и пока планов по строительству своего предприятия в России у нас нет.
- Mazda, похоже, единственный из крупных японских производителей, который не имеет собственного производства в Европе,- такие планы у вас есть?
- Пока у нас, действительно, есть только производство Mazda 2 в Валенсии, на заводе крупнейшего акционера нашей компании - Ford. Планы по открытию нового завода в Европе у компании есть. Но пока началось только изучение европейского рынка: мы еще не знаем, где мы хотим открыть завод, какой производственной мощности.
- На московском автосалоне вы представили кроссовер CX7. Насколько я знаю, раньше вы планировалипродавать его только на американском рынке, а теперь везете автомобиль в Европу и, в частности, в Россию. С чем это связано?
- Нам необходимо успешно вести бизнес в США: это один из крупнейших автомобильных рынков, где продается до 18 млн автомобилей в год.
Благодаря объему он еще и один из самых прибыльных.
Поэтому мы считаем его приоритетным для Mazda и создаем некоторые модели специально для него. Так было с кроссовером CX7 и с моделью CX9, которая еще больше по размеру. Но разработчики CX7 - дизайнеры и инженеры - фактически сделали не чисто американскую, но глобальную модель. И именно поэтому мы решили вывести ее и на другие рынки - европейский, в частности российский, австралийский и т. д.
В середине следующего года продажи СХ7 начнутся и в России, он будет продвигаться как качественный и адаптированный к местным условиям автомобиль. Как мы уже говорили, российский рынок растет, и у нас есть возможность представить на нем больше моделей и, соответственно, продавать больше машин.
- Какие объемы СХ7 планируется продавать в Европе и России?
- В этом финансовом году, который заканчивается в марте, будет продано всего 40 тыс. автомобилей на американском рынке. Мы еще не определились с точными сроками поставки машин в Европу, соответственно, пока не можем назвать объемы продаж.
- В свое время Mazda присутствовала в сегменте больших седанов с моделями 929 и Xedos. Не планируете ли в него возвращаться?
- Пока нет. Мы изучаем все тенденции на автомобильном рынке и не видим роста в этом сегменте. Мы не столь глобальная компания, как, скажем, Toyota, поэтому не имеем права на ошибку и должны точно рассчитывать рынок. Мы "выстрелили" с моделями Mazda 3 и Mazda 6- они оказались очень успешными. Мы изучаем тенденции в сегментах, где можем удачно продвигать брэнд Mazda и идеологию Zoom-Zoom. Новый проект нужен, и мы это прекрасно понимаем, но в сегмент больших седанов пока не идем.
Инф. b-online
e-finance.com.ua