UMC и "Киевстар" отказываются отменять плату за соединение
Недавно крупнейшие мобильные операторы Украины UMC и "Киевстар" вновь заявили о невозможности отменить плату за соединение. Компания UMC предложила отложить рассмотрение этой проблемы "на потом", а "Киевстар" и вовсе отказался признавать плату за соединение необоснованной. При этом обе компании по-прежнему настаивают на том, что рынок мобильной связи в Украине — вполне конкурентный. Тем временем уже осенью Антимонопольный комитет Украины должен вынести свой вердикт по этому поводу.
Вопрос об обоснованности взимания платы за соединение был поднят Антимонопольным комитетом еще в октябре прошлого года. Проанализировав действия операторов, АМКУ пришел к выводу, что плата за соединение установлена необоснованно, а действия компаний содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Тогда же двум ведущим мобильным операторам страны было рекомендовано рассмотреть вопрос об отмене платы за соединение.
Операторы отреагировали на эту рекомендацию по-разному. UMC сначала направила в антимонопольное ведомство официальное письмо, в котором попросила отсрочить принятие решения об отмене платы за соединение, а потом попросила рассмотреть возможность поэтапности этого процесса. "Киевстар" же сразу отказался отменять плату за соединение, заявив, что она обоснованна, а АМК вмешивается во внутренние дела оператора. После этого АМК дил в отношении "Киевстар" дело по признакам злоупотребления монопольным положением, рассмотрение которого длится и по сей день. Следует отметить, что это не первая попытка антимонопольного ведомства обличить мобильных операторов в монополизме. Еще в апреле 2004 года АМК рекомендовал UMC и "Киевстар" рассмотреть возможность снижения тарифов на предоставляемые ими услуги. Тогда рекомендации ведомства операторы выполнили без особых нареканий.
На этот раз все пошло не так гладко. Недавно менеджер по связям со СМИ "Киевстар" Виктор Гоцуленко заявил, что "Киевстар" не собирается отменять плату за соединение, сама формулировка АМК является некорректной, поскольку компания не занимает монопольного положения на рынке, а работает в условиях довольно жесткой конкуренции.
По подсчетам "Киевстар", при отмене платы за соединение компания понесет убытки в размере $800 млн. в год. Однако свое нежелание отменять плату за соединение в компании объясняют не этим, а заботой о своих клиентах. "Такое изменение ударит, прежде всего, по качеству обслуживания абонентов и, в первую очередь, отразится на возможности беспроблемного дозвона большинства абонентов до своих адресатов", — говорится в распространенном компанией заявлении. По мнению "Киевстар", если плату за соединение отменить, то многие абоненты будут совершать очень короткие звонки "буквально на несколько секунд", что приведет к перегрузкам в сети и сложностям с дозвоном.
Вообще следует заметить, что ссылки на технические сложности — излюбленный конек мобильных операторов. Помнится, в 2003 году, когда только заговорили о возможности бесплатных входящих, UMC и "Киевстар", кроме резких сокращений поступлений в бюджет, предсказывали также большие технические проблемы. В конце концов Верховная Рада приняла Закон "О связи", запрещающий взимать плату за входящие звонки. Естественно, никаких особых технических проблем пользователи мобильной связи не почувствовали. А поступления в бюджет не только не сократились, но и благодаря постоянному росту доходов компаний значительно увеличились.
В такой ситуации доводы мобильных операторов выглядят, честно признаться, не очень убедительными. Да и тот аргумент, что после отмены платы за соединение все абоненты сразу же бросятся совершать трехсекундные звонки, особого доверия не внушает. С такой же долей вероятности можно утверждать и прямо противоположное: сэкономленные на соединении 27 копеек абоненты могут использовать на разговор, а значит, будут говорить дольше.
Что касается UMC, то там тоже не готовы полностью отменить плату за соединение. "В Украине стоимость одной минуты и так является одной из наиболее низких в Европе. Наша компания пытается улучшить качество связи и предложить абонентам более выгодные тарифы, вопрос же о взимании ПЗС не является ключевым", — говорят в компании. Правда, при этом операторы забывают отметить и еще одну деталь. Украинская мобильная связь действительно является одной из самых дешевых в Европе. Но при этом — самой дорогой в странах СНГ.
Инф. versii
e-finance.com.ua