Национальная розничная сеть планирует в течение трех лет построить как минимум десять торговых и торгово-развлекательных центров в городах Украины. Для воплощения в жизнь проекта такого масштаба понадобятся немалые деньги — 250 миллионов долларов. Именно столько собирается вложить в этот проект ОАО «Ритейл Групп». Средства будут привлекаться путем дополнительной эмиссии акций — около 100 миллионов, и за счет кредитных ресурсов —150 миллионов долларов. Инвестиционным консультантом программы выступает компания Dragon Capital. Как отметил заместитель председателя наблюдательного совета ОАО «Ритейл Групп» Роман Штейнас, на сегодняшний день в компании сформирован пул из более чем десяти проектов строительства новых ТРЦ. Он подчеркнул, что компания и в дальнейшем будет рассматривать предложения по продаже или аренде земельных участков под строительство. Причина, почему компания взялась за нехарактерную для нее деятельность, это то, что арендные площади, предложенные компании, не всегда подходят ей с точки зрения площади, проектирования или месторасположения. К тому же, встречается у некоторых строительных компаний «грех» — помещения сдают с опозданием. Есть еще один нюанс, почему компания сама будет строить ТРЦ: она выходит на рынок городов с незначительным количеством жителей — от 100 тысяч. На сегодняшний день крупные ритейлерские компании пока еще не осваивают эту сферу. Как объяснил «Дню» Штейнас, их компания первая среди ритейлерских компаний выходит на рынок городов с населением от 100 тысяч жителей. «Крупные компании, специализирующиеся на ритейле, не работают в малых городах, — рассказывает господин Штейнас, — а мы не можем ждать, пока они начнут, потому что ритейл требует, чтобы мы входили в эти города. И нам никто не может предложить свои услуги — у них (компаний. — Авт. ) много работы в крупных городах. Поэтому мы берем на себя такую функцию, открываем для себя новое направление. Это процесс развития рынка». Далее он добавляет: «Хотя если бы там кто-то работал и мы бы получили предложения, мы бы воспользовались ими». Насколько рентабельной будет такая деятельность? По словам представителей компании, открытый в Николаеве ТРЦ доказал перспективность такого вида капиталовложения, как построение ТРЦ в небольших городах.
Проектирует эти объекты собственное специальное подразделение компании, так же и строительные работы ведут подрядные организации. Все это дает определенные гарантии, что объект будет отвечать всем необходимым характеристикам, будет качественным, современным и удобным. Штейнас аргументирует необходимость этого проекта так: «Наша компания строит торговые центры потому, что в нашей ритейлерской работе мы чувствуем дефицит качественных торговых площадей».
Как сообщает председатель наблюдательного совета ОАО «Ритейл Групп» Роман Лунин, уже 30 сентября в Кировограде откроется первый центр этой сети площадью более 12 тысяч квадратных метров. По его словам, компания вложила в объект 8 миллионов долларов, построив его с нуля. Он добавил, что до конца года компания планирует построить еще четыре торговых центра. Всего же до 2008 года собираются открыть три ТРЦ в Киеве, три в Харькове, по одному в Полтаве, Кировограде, Ивано- Франковске, Ровно, Черновцах и Севастополе. Их площадь будет колебаться от 10 тысяч до 100 тысяч квадратных метров, в зависимости от месторасположения, то есть от рыночной ситуации в каждом городе, где будет открываться ТРЦ. Логично, что самый большой ТРЦ площадью около 100 тысяч квадратных метров построят в Киеве. Главными, или так называемыми якорными, орендаторами центров будут супер- и гипермаркеты «Велика кишеня», остаток площади будут сдавать в аренду как отечественным, так и зарубежным компаниям. Уже работают над созданием собственного бренда для этой сети ТРЦ.
На этом проекты компании не исчерпываются. Еще один довольно масштабный проект — строительство логистического центра, который обойдется инвесторам в 60 миллионов долларов. Земля, на которой будет расположен этот центр, уже приобретена — 48 гектаров земли в Киевской области. Открыть центр планируют в течение двух лет.
Что касается планов относительно проведения IPO (первичное публичное размещение акций. — Авт. ), то тут «Велика кишеня» уверенно говорит о его проведении во второй ине 2007 года или в начале 2008. Для этого нужно пройти трехлетний аудит. Кроме того, компания собирается достичь капитализации на уровне одного миллиарда долларов. На сегодняшний день, по словам Лунина, сеть проходит все необходимые процедуры: «Наши планы не изменились, и мы планируем провести IPO. Сегодня проходим процедуры подготовки по международным стандартам». Он отметил, что IPO могут провести «на Лондонской фондовой бирже или на альтернативной площадке». На это заместитель финансового директора ООО «Квиза-трейд», которое входит в состав «Великої кишені», Олег Пьявка сказал, что «интерес к компаниям, которые выходят на IPO, проявляют не только западные, но и российские инвесторы». Компания уже разместила 10% акций на западных инвестиционных фондах.
Таким образом, компания не ждет благоприятных условий для внедрения проекта относительно строительства ТРЦ, а сама их создает. От этого выиграют все — и компания, и малые города, чей бюджет получит дополнительный источник наполнения, и непосредственно жители городов.
Инф. day
e-finance.com.ua