В ближайшее время дистрибутор компьютерных компонентов Asbis Enterprise, контрольный пакет которого принадлежит двум бизнесменам из Белоруссии, разместит около 14% акций на Лондонской фондовой бирже. Компания собирается привлечь $23 млн.
В конце сентября Asbis Enterprise разместит около 14% акций в секции рынка альтернативных инвестиций (AIM) Лондонской фондовой биржи. Этот дистрибутор указан в размещенном на официальном сайте биржи списке компаний, которые вскоре собираются провести здесь IPO. Asbis рассчитывает, что инвесторы оценят всю компанию в $160 млн — в таком случае, продав 14%, она сможет привлечь $23 млн, говорится в пресс-релизе Asbis. Организатор размещения — британская Seymour Pierce, которая специализируется на работе с небольшими компаниями.
Выход на биржу понадобился Asbis, чтобы привлечь средства для финансирования роста бизнеса, в том числе для развития торговых марок Prestigio и Canyon, а также для покупки других компаний и поощрения сотрудников с помощью опционов. По словам гендиректора Asbis Сергея Костевича, приведенным в пресс-релизе, компания сфокусирует усилия на самом доходном бизнесе — разработке и продаже электроники под собственными брендами, а также на выпуске готовых продуктов, предназначенных для продажи другими компаниями под их марками.
Asbis считает себя одним из трех крупнейших дистрибуторов жестких дисков и процессоров в Европе, Африке и на Ближнем Востоке. Эта компания — один из лидеров рынка дистрибуции компьютерных компонентов в Восточной Европе, а также в некоторых ближневосточных и западноевропейских странах, соглашается ведущий аналитик исследовательской компании Gartner Аннетта Джамп. При этом доходы Asbis в 1998-2005 гг. росли в среднем на 30% в год. Объем расходов компаний Восточной Европы и бывшего СССР на IT Gartner оценивает в $11,4 млрд, а на Ближнем Востоке и в Африке — в $7,5 млрд. Правда, лидеры мирового рынка компьютерной дистрибуции намного превосходят Asbis по размерам бизнеса — например, американская Arrow Electronics с капитализацией в $3,34 млрд заработала за последний год $12,3 млрд доходов, а Ingram Micro с капитализацией в $3,2 млрд — $29,91 млрд. В России крупнейшим дистрибутором является Merlion — его оборот за 2005 г. составил $979 млн.
Управляющий директор инвесткомпании Delta Private Equity Кирилл Дмитриев считает, что Asbis удастся выгодно разместить акции на Лондонской бирже: на биржах котируется очень мало бумаг IT-компаний с корнями из стран бывшего СССР. По оценке Capital IQ, рентабельность дистрибуции компьютерных комплектующих на американских рынках составляет всего 1,2%. А прибыльность бизнеса российского Merlion, по оценке “Тройки Диалог”, около 1-2%. Merlion на IPO пока не собирается, рассказала “Ведомостям” руководитель пресс-службы компании Ирина Шеховцова. По ее словам, каждая компания решает для себя, что важнее — большая степень контроля над бизнесом или возможность привлечения дополнительных средств с помощью IPO.
Из всех крупных дистрибуторов, работающих на российском рынке, Asbis лучше других отвечает требованиям, которые предъявляют биржи к публичным компаниям, считает директор компании — сборщика компьютеров “К-Системс” Эдуард Воронецкий. Российским дистрибуторам, по его мнению, будет сложнее последовать примеру Asbis из-за высоких рисков, связанных с ввозом и растаможиванием техники. Например, в Россию сложно легально поставлять процессоры, которые в отличие от других компьютерных компонентов облагаются таможенными пошлинами: небольшие размеры процессоров позволяют недобросовестным фирмам ввозить их нелегально и крупным дистрибуторам непросто конкурировать с контрабандистами, объясняет он.
Кипрский холдинг Asbis учрежден в 1995 г., занимается дистрибуцией компьютерных компонентов и устройств Intel, Seagate, Samsung, Hitachi и AMD. Группе принадлежат центры дистрибуции в Чехии, Голландии, Финляндии и ОАЭ, а также 27 складов в 19 странах. Asbis выпускает цифровую технику под марками Prestigio и Canyon. Холдинг контролируют братья Сергей и Андрей Костевичи из Белоруссии. Оборот Asbis в 2005 г. — $930,4 млн, прибыль до уплаты налогов — $9,3 млн. По итогам первого полугодия 2006 г. оборот составил $426,4 млн, чистая прибыль — $2,49 млн. Продажа техники под брендом Prestigio обеспечила в 2005 г. 3,2% выручки Asbis, Canyon — 2,6%. Выручка российского ООО “Асбис” за 2005 г. — $15 млн (на 66% больше, чем годом ранее), чистая прибыль — около $66 000 (на 8% ниже).
Инф. vedomosti
e-finance.com.ua