На днях произошло два события, имеющих прямое отношение к перспективам гиганта отечественного железнодорожного машиностроения — ОАО “Лугансктепловоз”. По большему счету, для компании сейчас решаются вопросы: имеет ли она экономические перспективы или нет, будет ли она приватизирована на открытом конкурсе или в очередной раз тихо разворована.
Итак, во-первых, стало известно о том, что правительственный комитет по вопросам развития отраслей экономики высказался за приостановку до 1 декабря намеченного на 3 октября конкурса по продаже 76% принадлежащих государству акций ОАО “ХК “Лугансктепловоз”. А премьер-министр Виктор Янукович во время поездки в Луганск заявил, что правительство приняло решение о приостановке приватизации.
Впрочем, источники в правительстве отрицают наличие подобного решения. Вопрос всего лишь несколько раз обсуждался. Последний раз это происходило на заседании 20 сентября. Но, как и раньше, никаких формализованных решений принято не было. Похоже на то, что влиятельные люди в правительстве (а против приватизации, коме премьера, высказываются также вице-премьер Андрей Клюев и министр транспорта Николай Рудьковский) очень хотят остановить конкурс, но не хотят брать на себя ответственность за это откровенно сомнительное с правовой точки зрения решение.
Дело в том, что Фонд госимущества уже не может остановить конкурс без скандала: участники конкурса уже внесли залог и заключили договора о предоставлении конфиденциальной информации. Поэтому, несмотря на мощное моральное давление, Фонд продолжает приватизационные мероприятия. Нужно отметить, что позиция ФГИУ и его главы объективно отвечает государственным интересам. А ведь, кроме давления со стороны отдельных ов правительства, возглавляемое В.Семенюк ведомство испытывает еще и прессинг со стороны отечественных ФПГ, которые с помощью “самых справедливых судов в мире” тоже пытаются остановить приватизацию и добиться пересмотра условий конкурса в свою пользу.
Эксперты говорят об этом прямо. “Я считаю, что правительство откладывает продажу “Лугансктепловоза”, дабы дать время отечественным ФПГ подготовиться к участию в аукционе”, — отметила аналитик компании “Альфа Капитал” Екатерина Полякова.
На первый взгляд, правительство преследует благородную цель. Но вот эксперты с этим не согласны: “Для самого предприятия покупка украинской ФПГ — не самый лучший вариант развития событий. В пределах Украины у компании небольшой потенциал роста. Поэтому доступ на российский рынок “Лугансктепловозу” не помешал бы”, — говорит Полякова.
Действительно, выход на российский рынок — это возможность реализовать огромный потенциал “Лугансктепловоза”. Поэтому неудивительно, что предложенные ФГИУ жесткие условия конкурса являются наиболее приемлемыми именно для российских компаний. Таково мнение аналитика инвестиционной компании Millennium Capital Алексея Некраса. С ним согласна и аналитик компании “Конкорд Капитал” Ольга Панькив. Она считает, что нынешним требованиям ФГИУ в наибольшей степени соответствует российский “Трансмашхолдинг”.
В свою очередь, руководство российского холдинга не скрывает амбиций в отношении “Лугансктепловоза” и украинского железнодорожного машиностроения в целом. Так, в интервью журналу “Компаньон” председатель совета директоров ЗАО “Трансмашхолдинг” Дмитрий Комиссаров заявил: “Сегодня стратегия развития холдинга — это расширение сферы деятельности, активное продвижение на рынки других стран. При этом наша цель — не просто продажа техники, а продвижение современных транспортных технологий. Мы приходим с конкурентоспособными технологиями, современными техническими решениями, определенным накопленным опытом, которые, как мы надеемся, могут стать основой развития транспортного машиностроения в тех странах, где мы начинаем работать”.
“Лугансктепловоз” для “Трансмашхолдинга” — это не просто “покупка контрольного пакета”. “Трансмашхолдинг”, по словам Комиссарова, не собирается экономить на инвестициях. “Комплексная модернизация производства, приобретение и внедрение новых технологий, развитие конструкторской базы, активное вовлечение предприятия во внутрихолдинговую производственную кооперацию”, — именно такие планы в отношении потенциального украинского актива озвучил руководитель “ТМХ”.
Впрочем, эксперты отмечают, что у компании есть и альтернативные стратегии, которые будут задействованы в случае, если “местная специфика” приведет к тому, что “Трансмашхолдинг” не одержит ожидаемую победу на конкурсе. Во-первых, россияне уже начали масштабные переоборудования на Брянском машиностроительном заводе. По словам Дмитрия Комиссарова, они приостановлены лишь в связи с тем, что “ТМХ” считает оптимальным вариантом с точки зрения бизнеса модернизацию “Лугансктепловоза”: “Исторически именно в Луганске производились магистральные тепловозы для советских железных дорог. Сейчас практически все страны СНГ испытывают острую потребность в такой продукции”.
Впрочем, на другом входящем в состав холдинга предприятии, Коломенском заводе, ни о какой приостановке плановых мероприятий речь не идет. Именно там произошло второе из анонсированных в начале статьи событий. На предприятии завершила работу приемочная межведомственная комиссия, давшая позитивную оценку опытному грузовому тепловозу 2ТЭ70 и рекомендовавшая строительство установочной серии из 15 двухсекционных локомотивов 2ТЭ70.
Отметим также, что арсенал технических новаций “Трансмашхолдинга” коломенской разработкой не ограничивается. “В последние годы в компании создан целый ряд новых образцов железнодорожной техники, таких как магистральный грузовой электровоз переменного тока 2ЭС5К, магистральный грузовой электровоз постоянного тока 2ЭС4К, магистральный грузовой тепловоз 2ТЭ25К, магистральный грузовой тепловоз с асинхронными тяговыми двигателями 2ТЭ25А, новые пассажирские вагоны для скоростей до 200 км/ч и электропоезда”, — рассказывает о достижениях возглавляемого им предприятия Комиссаров.
Таким образом, существует вполне реальная перспектива того, что мечты луганчан о выходе на российский рынок, который сегодня выглядит идеальным полем для реализации амбиций “Лугансктепловоза”, могут и не сбыться.
А ведь “Лугансктепловозу” есть за что бороться. Это подтверждает и Дмитрий Комиссаров”: “Трансмашхолдинг” — крупнейший поставщик подвижного состава для российских железных дорог. Учитывая, что ОАО “РЖД” реализует программу комплексного обновления своей техники, перед нашей компанией открывается огромный рынок. Удовлетворять его потребности мы планируем в том числе и за счет своих зарубежных производственных мощностей”.
Таким образом, приватизация “Лугансктепловоза”, более того, приход инвестора, способного обеспечить предприятию заказы и рынок, является необходимостью. Условия конкурса, который должен состояться 3 октября, эту необходимость удовлетворяют. Срыв конкурса приведет к тому, что нынешняя ситуация, когда мощнейшее предприятие работает на 30% своих мощностей, будет попросту законсервирована.
Инф. ukrrudprom
e-finance.com.ua