Почему «Укрпошта» предоставляет финансовые услуги
Как быстро и почти безболезненно сделать конкурентоспособной неповоротливую и не очень прибыльную государственную компанию? Прикинуть, на чем зарабатывают приличные деньги частные оки рынка, и выдать госорганизации разрешение на этот вид деятельности. Пример — недавние инициативы государства в отношении «Укрпошти».
В середине сентября НБУ и Минфин удивили рынок, разрешив монополисту почтовой связи проводить обменные операции с валютой. Почтовики обещают в скором будущем продавать авиа- и железнодорожные билеты. Далеко идущие планы «Укрпошти» — продажа товаров через интернет, идея-фикс — выход на крайне привлекательный рынок потребительского кредитования. Монополист уже заключил договор с ДельтаБанком (специализирующимся на банковском ритейле) о предоставлении розничных кредитов в отделениях «Укрпошти». Правда, выдавать займы будет не сама почта, а банк.
Такая инициатива, без сомнения, на руку потребителю — особенно в сельской местности, где банковские услуги монополизировал Ощадбанк. У «Укрпошти» уникальное преимущество перед любым банком — примерно 15 тыс. отделений по всей Украине. Для сравнения, сеть Ощадбанка насчитывает 6,4 тыс. отделений, ПриватБанка — 1,94 тыс., банка «Аваль» — 1,4 тыс. Если «Укрпошта» пойдет в регионы (сотрудничество с Дельтой пока распространяется только на столицу), во многих мелких населенных пунктах почтовое отделение станет такой себе локальной финансовой монополией.
Перспективы и почтового потребкредитования, и самой «Укрпошти» — налицо, говорят большинство частных банкиров. Недовольными останутся разве что государственные банки.
Другое дело, что почтовый монополист последние несколько лет сдает позиции на традиционных для себя рынках. По данным самой госкомпании, в прошлом году доставка писем и пенсий обеспечила «Укрпоштi» примерно 36% от общих доходов, распространение периодики — 9%, денежные переводы — 6%. На непрофильную деятельность, подпадающую под расплывчатое определение «Оказание других услуг», приходится 46% доходов монополиста. Однако доставка корреспонденции постепенно переходит в руки частных курьерских служб, теснящих «Укрпошту» на когда-то полностью монополизированном рынке. Ежегодно обороты частных почтовиков растут на 25-30%.
«Укрпошта», как и любой другой монополист, не особо мобильна: подписывать газеты и журналы на почте и получать очередной номер с опозданием на неделю — непозволительная роскошь для читателя. Госкомпания не может позволить себе внедрение новых технологий для предоставления качественных услуг за считанные минуты — бюджет не резиновый.
Но зачем заботиться о своевременной доставке корреспонденции либо искать средства для внедрения новых технологий, когда на других видах деятельности можно заработать намного больше, чем на почтовых услугах? А для удобства всегда можно сослаться на успешный зарубежный опыт. В Японии, например, почтовый оператор не только продает товары и торгует ценными бумагами, но и не менее успешно страхует граждан. Каждый выживает, как умеет.
Ирина Василенко
Инф. kontrakty
e-finance.com.ua