Минагрополитики ужесточает правила ы на зерновом рынке
Антимонопольный комитет рекомендует Херсонской области отменить ограничения на свободное передвижение зерна торговыми компаниями. Успех ведомства маловероятен: политика администрирования сектора охватила всю страну.
АМКУ обратился с рекомендацией к руководству Херсонской областной государственной администрации отменить установленные им ограничения на свободную продажу зерна трейдерами.
Как сообщила пресс-служба комитета, ведомство установило, что обладминистрация своим сентябрьским распоряжением побуждает районные администрации области принуждать зернотрейдеров поставлять продукцию в первую очередь предприятиям, ответственным за формирование областных ресурсов пшеницы.
Обладминистрация также предложила торговцам до 1 декабря 2006 года ограничить реализацию продовольственной пшеницы второго-пятого классов собственного производства за пределами региона, а вывозить его только при условии выполнения не предусмотренных законами требований. Соответствующее распоряжение подписал глава Херсонской ОГА Борис Силенков.
Пресс-служба областной администрации, публикуя документ, сообщила, что ограничения вызваны необходимостью обеспечения внутренних потребностей области в продовольственном зерне за счет собственного производства, что гарантирует продовольственную безопасность региона.
Следует отметить, что итоги нынешней жатвы поставили под сомнение актуальность тезиса об угрозе продовольственной безопасности. Херсонские аграрии в этом сезоне собрали 1 399,8 тыс. тонн ранних зерновых и зернобобовых культур. Потребности края на 2006-2007 маркетинговый год в собственных ресурсах продовольственного зерна составляют всего 155,8 тыс. тонн.
Антимонопольный комитет, говорится с релизе ведомства, пришел к выводу, что требования областной администрации ущемляют права участников рынка свободно распоряжаться собственной продукцией при заключении договоров на продажу зерна.
«Данные меры имеют очевидные признаки антиконкурентных действий», -- цитирует пресс-служба председателя АМКУ Алексея Костусева.
В сообщении комитета также сказано, что обладминистрация в течение десяти дней должна отменить те пункты ее распоряжения, которые могут негативно отразиться на конкуренции.
В сентябре позиция Минагрополитики была аналогичной -- ведомство раскритиковало постановление Силенкова по ограничению вывоза зерна.
«Министерство аграрной политики отрицательно оценивает решение Херсонской областной государственной администрации относительно введения ограничения на вывоз и реализацию продовольственной пшеницы второго-пятого класса за пределами области», -- заявил заместитель министра аграрной политики Юрий Лузан.
Он отметил, что в Украине существует единый рынок зерна, на котором должны функционировать единые правила. «Такие действия органов государственной власти мы считаем неправильными», -- подчеркнул чиновник.
Однако Силенков проигнорировал мнение центрального органа исполнительной власти по вопросам формирования и реализации государственной аграрной политики. И оказался прав: через две недели Кабмин на три месяца ввел лицензирование экспорта пшеницы и ржи во всей стране.
Главное аграрное ведомство страны, раскритиковавшее херсонские ограничения, назвало введение лицензирования своевременной и обоснованной акцией. Как сообщила пресс-служба МинАП, запуск новации продиктован тенденциями мирового рынка, на котором спрос на продовольственное зерно превышает предложение.
«Если разобраться, то поспешил Силенков, сделал фальстарт. Подождал бы всего декаду, после чего по примеру Минэкономики и Минагрополитики ввел бы лицензирование вывоза пшеницы. Согласно Закону «О внешнеэкономической деятельности», перевалка зерна за пределы области -- это внешняя по отношению к региону деятельность, а процесс выдачи лицензии может длиться до 60 дней. Да и разрешение можно не выдавать -- обращайтесь, граждане, в суд с обжалованием. А суды, преисполненные всяческими делами, могут подержать эти обжалования еще пару-тройку лет», -- обрисовали перспективы торговцев эксперты информационной компании «ПроАгро».
По мнению аналитиков, в Украине сформировалась своеобразная схема действия власти: для реализации краткосрочных задач принимаются противоправные акты.
«К тому времени, как, действуя в рамках закона по их опротестованию, потерпевшие добиваются аннулирования подобных норм, власти успевают достичь своей изначальной цели, и отмена таких решений уже никакой роли не ает», -- констатируют аналитики.
Минагрополитики тем временем продолжает усиливать давление на участников зернового рынка. Ведомство предложило ужесточить административную ответственность за нарушение действующего законодательства при декларировании зерна, разработав законопроект «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно установления ответственности за нарушение законодательства при декларировании зерна субъектами хранения зерна».
Акт, текст которого размещен на сайте министерства, прелагает дополнить Кодекс Украины об административных правонарушениях требованиями об ответственности физических лиц -- субъектов предпринимательской деятельности и должностных лиц за нарушение Порядка декларирования зерна субъектами его хранения.
В частности, предлагается ввести в Кодекс такую статью. «Непредоставление или несвоевременное предоставление деклараций на зерно, имеющееся на хранении, или включение в декларацию неполных или недостоверных данных влечет наложение штрафов на физических лиц -- субъектов предпринимательской деятельности и на должностных лиц от 10 до 30 необлагаемых минимумов доходов граждан (170-510 грн). В случае совершения подобных действий лицом, которое в течение года уже было подвергнуто административному взысканию за одно из указанных нарушений, сумма штрафа составит от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (850-1700 грн.)».
* * *
Проект
ЗАКОН УКРАЇНИ
Про внесення змін і доповнень до Кодексу України про адміністративні правопорушення щодо встановлення відповідальності за порушення законодавства при декларуванні зерна суб’єктами зберігання зерна
Верховна Рада України п о с т а н о в л я є :
І. Внести до Кодексу України про адміністративні правопорушення (Відомості Верховної Ради УРСР, 1984 р., додаток до № 51, ст.1122) такі зміни:
1.Доповнити Кодекс статтями 104-2 та 244-16 такого змісту:
“Стаття 104-2. Порушення Порядку декларування зерна суб’єктами зберігання зерна
Неподання або несвоєчасне подання декларацій на зерно, що зберігається, чи включення до декларації неповних або недостовірних даних -- тягне за собою накладання штрафів на фізичних осіб -- суб’єктів підприємницької діяльності та на посадових осіб -- від десяти до тридцяти неоподаткованих мінімумів доходів громадян.
Дії, передбачені частиною першою цієї статті, вчинені особою, яку протягом року було піддано адміністративному стягненню за одне з порушень -- тягнуть за собою накладання штрафу на фізичних осіб -- суб’єктів підприємницької діяльності та на посадових осіб -- від п’ятдесяти до ста неоподаткованих мінімумів доходів громадян”.
“Стаття 244-16. Органи виконавчої влади у сфері декларування зерна
Органи виконавчої влади у сфері декларування зерна розглядають справи про адміністративні правопорушення, пов’язані з порушенням Порядку декларування зерна суб’єктами зберігання зерна (стаття 104-2).
Від імені органів виконавчої влади у сфері декларування зерна розглядати справи про адміністративні правопорушення і накладати адміністративні стягнення мають право: посадові особи Ради Міністрів Автономної Республіки Крим, обласних, Севастопольської міської державних адміністрацій, що забезпечують проведення декларування зерна”.
2. В абзаці першому частини другої статті 255 цифри “222 -- 244-15” замінити цифрами “222 -- 244-16”.
ІІ. Цей Закон набуває чинності з дня його офіційного опублікування.
Президент України В. Ющенко
Инф. economica
e-finance.com.ua