Примерно такой вывод можно сделать, ознакомившись с законопроектом №2082 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно регистрации транспортных средств)», предложенный народным депутатом Украины Святашем.
Следует вспомнить, что если в начале 2000-х Украина импортировала более 200 тысяч подержанных автомобилей в год, то после введения запрета на импорт автомобилей старше 8 лет количество ввезенных авто снизилось до 7 тыс. в 2005 году. Это привело к буму: новых автомобилей, по прогнозам, в 2006 году будет приобретено до 370 тыс. (в 2000-м — 62 тыс.).
Таким образом, несложно предположить, что при неизменности существующего положения вещей грядущее вступление Украины в ВТО, тянущее за собой снижение таможенных сборов, приведет к противоположной тенденции. В Украину хлынет поток бэушных автомобилей. Ведь даже 5—8-летние BMW, Audi, VW легко смогут конкурировать по цене (около 3—5 тыс. евро) с автомобилями отечественного производства.
Но не тут-то было. На то и хитромудрый законопроект. После его вступления в силу транспортный сбор (ТС) станет дифференцированным как по объему двигателя, так и по возрасту автомобиля. Естественно, для подержанных транспортных средств предусмотрены увеличенные ставки ТС при первой регистрации. Это касается также автобусов и грузовиков.
Если сейчас для автомобиля с объемом двигателя 1001—1500 см3 ставка ТС составляет 4 грн. за 100 см3 (60 грн. в год для авто с полуторалитровым двигателем), то при регистрации такого же автомобиля возрастом до 5 лет придется платить по ставке 850 грн. за 100 см3 (12750 грн.). А если автомобиль старше 5 лет, то ставка 1700 грн. и придется выложить 25500 грн. Что делает ввоз старых автомобилей невыгодным.
Кроме того, согласно законопроекту от возраста авто будет зависеть и сумма текущего транспортного сбора (уплачивается автомобилистами при прохождении техосмотров). Так, если для нового автомобиля с «движком» 1501—1800 см3 ТС составит 5 грн. за 100 см3, то для авто возрастом до 5 лет (а со второго года эксплуатации «новый» автомобиль попадает уже в эту категорию) — 45 грн. С автомашины старше 8 лет намерены брать по 95 грн. за 100 см3. Таким образом, с весьма распространенного двигателя объемом 1,8 литра и в случае, если машине больше 8 лет, сумма транспортного сбора составит 1710 грн.
Владеть старым автомобилем станет невыгодно, а «передерживать» его больше 5 лет может оказаться разорительным. Закон фактически будет подталкивать автолюбителей к покупке новых автомобилей.
Поскольку основа украинского автопарка — старые машины, то можно только догадываться, насколько упадут цены, когда автовладельцы начнут расставаться со своими «прожорливыми» любимцами. Да и покупателей на старые авто будет не так уж много. Так как механизм утилизации старых автомобилей не отработан, то не исключено, что в таком случае многие автособственники возьмут на вооружение опыт некоторых европейских стран — с автомобиля снимется все, что еще хоть как-то можно продать, затем уничтожаются все номера, по которым авто можно идентифицировать, а сама машина — бросается. Надежда на то, что вывоз автомобилей в другие страны СНГ станет выходом, очень слабая. К тому же аналогичный барьер могут ввести и там, спасаясь от наших «старушек».
28 сентября был опубликован вывод по данному законопроекту. В нем, в частности, высказано опасение в связи с возможностью роста стоимости пассажирских перевозок. Налицо удар по бедным слоям общества, где средний возраст находящегося в собственности автомобиля — примерно 20 лет.
Законопроект пока остается законопроектом. Тарифы скорее всего изменятся, но тенденция, однако…
Владислав Сурнин
Инф. zerkalo-nedeli
e-finance.com.ua